Новообразование у юной жительницы Республики Татарстан обнаружили местные врачи, когда оно уже начало смещать глаз из орбиты. Предположили, что это сосудистая мальформация орбиты, и направили ребенка для лечения в Российскую детскую клиническую больницу Минздрава РФ.
В свою очередь московские специалисты провели обследование и установили, что у девочки вовсе не сосудистая аномалия — образование только активно кровоснабжалось из глазной и верхнечелюстной артерий.
Как рассказали в РДКБ, в такой ситуации было невозможно провести эндоваскулярное лечение: внутрисосудистое вмешательство не смогло бы удалить опухоль, к тому же несло серьезные риски осложнений вплоть до полной потери зрения. Единственным выходом оставалась хирургическая операция.
Встречаются крайне редко
По словам специалистов, большую сложность представляло расположение опухоли: она находилась в глубине глазной впадины, окруженная жизненно важными сосудами и структурами. Она также соприкасалась со зрительным нервом, повреждение которого во время операции могло вызвать слепоту.
Лечением ребенка занялась мультидисциплинарная команда врачей: челюстно-лицевые хирурги, нейрохирург и офтальмолог.

Челюстно-лицевой хирург, онколог, пластический хирург, заведующий отделением челюстно-лицевой хирургии Российской детской клинической больницы Минздрава РФ, доктор медицинских наук
«Новообразования орбиты встречаются крайне редко, а при их хирургическом лечении самый важный и сложный этап — получение доступа к области расположения образования. Это была скрупулезная командная работа, где каждый специалист хирургической бригады по очереди выполнял тончайшие манипуляции: нейрохирург временно снял верхнюю стенку орбиты, челюстно-лицевые хирурги — боковую стенку орбиты, а офтальмолог обеспечил доступ в область мышц, окружающих глаз. Затем мы перевязали ветви питающих сосудов и выполнили тотальную резекцию опухоли, не повредив жизненно важные структуры и ткани», — рассказал Александр Кугушев, заведующий отделением челюстно-лицевой хирургии РДКБ.
Благодаря слаженной командной работе врачей операция прошла успешно, удалось избежать даже массивной кровопотери.
Что это было
Гистологическое исследование помогло установить окончательный диагноз — ангиоидная гистиоцитома.
Как объяснили в Российской детской клинической больнице Минздрава РФ, это доброкачественное новообразование, для которого характерен агрессивный и быстрый рост из-за обильного снабжения кровью вовлеченными сосудами. А еще оно не поддается таргетной терапии препаратами и прочим методам лечения сосудистых мальформаций.
Послеоперационный период у ребенка протекал без осложнений. При контрольных осмотрах врачи отметили: у их пациентки полностью сохранились зрение и подвижность глаза, а также уменьшился экзофтальм — смещение глазного яблока вперед.