В поисках источника вони и дыма
На протяжении последних трех лет жители Металлостроя искали причину удушливого запаха. Жаловались в разные инстанции, проверяющие органы выходили с проверками и штрафовали несанкционированные производства и предпринимателей, сжигающих на территории промзоны «Металлострой-2» и бывшей воинской части пластмассу и другой мусор, а также обжигающих трубы с помощью автомобильных покрышек. В распроданной в годы перестройки промзоне частных предприятий много, поэтому нарушителей знали, где искать. Но едкий запах и дым даже после избавления от них не исчезал.
Поселок Металлострой расположен прямо напротив промзоны, на которой все время что-то работало даже после закрытия завода, и дым из большой трубы никому и в голову не приходило заподозрить во вредности: раз есть труба, значит, это законно работающее предприятие, а не какие-то сжигатели свалок. Она чадила у всех на виду три года. Только в ноябре 2012 года, когда предприятию «ТехноЭко» районная администрация организовала общественные слушания, жители Металлостроя узнали, что травит их именно она – труба мусоросжигательного завода «ТехноЭко».
Как охраняют природу в Металлострое
На слушаниях формально должен был обсуждаться вопрос о расширении мощностей предприятия «ТехноЭко», утилизирующего медицинские отходы. Фактически же, это были слушания, позволяющие получить разрешение на размещение этого производства на территории арендодателя - владельца земельного участка ООО «РЛД», расположенного в промзоне «Металлострой-2» .
Так и выяснилось, что на протяжении трех лет предприятие без разрешения, без заключения государственной экологической экспертизы сжигало медицинские отходы городских многопрофильных больниц №№ 15, 26, 37, НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, родильного дома №10 и детской больницы №5. А это не только перчатки, инструменты, шприцы и бинты, это ампулы с остатками лекарств, удаленные в ходе хирургических операций ткани и части тела, материалы из абортария… И никто не поручится, что в печи этого «крематория», как его называют жители окрестных домов, не попадают бром- и йодсодержащие вещества, сжигать которые запрещено из-за высокой токсичности.
В соответствии с государственным контрактом № 022 от 25.01.2012 года, заключенным между комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и Санкт-Петербургским многопрофильным природоохранным государственным унитарным предприятием «ТехноЭко», предметом контракта является «оказание услуг по снижению негативного воздействия факторов экологического риска на окружающую среду лечебно-профилактических учреждений. Цена контракта, определенная в результате проведения открытого конкурса составляет 49 985 000 рублей… Источник финансирования: бюджет Санкт-Петербурга».
Удивительное дело, оба участника контракта имеют в названии слово «природоохранные», задача, которую они, якобы, ставят перед собой, в высшей степени благородная. А на деле получается, что реализация этого контракта приводит к тому, что наши медицинские организации одних петербуржцев лечат, а других – калечат, отправляя отходы, образующиеся в процессе лечения, на утилизацию в печи «ТехноЭко».
Калечат потому, что дышать в Металлострое не только неприятно, но и опасно. Два комплекса термической обработки, установленные «ТехноЭко» – КТО-50 и КТО-75, попросту говоря, печи, дымят в одну трубу.
22 февраля 2013 года Экспертная комиссия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования завершила экспертизу материалов проекта технической документации «Установки (комплексы) КТО-50 для термического обезвреживания отходов» и установила, что «согласно проведенных членами экспертной комиссии расчетов, эффективность предложено способа «сухой» очистки дымовых газов от «кислых» компонентов и диоксинов фактически равна нулю», «охарактеризованные условия очистки, реализуемые на КТО-50, и, следовательно, заявленная эффективность не выдерживают даже минимальной критической оценки с позиций химической кинетики и термодинамики реализуемых превращений.»
Рядом с «крематорием» – детские учреждения и склад хранения продуктов
Что такое диоксины и насколько они опасны, мы знаем благодаря детективной истории с бывшим президентом Украины Виктором Ющенко. Они, как и другие канцерогены, содержащиеся в дыме, удушающем население Металлостроя, провоцируют в первую очередь развитие онкологических заболеваний. Но это беспокоит жителей пока только теоретически – когда-то еще этот рак разовьется. А дышать нечем уже сегодня:
- Чаще всего жечь начинают ночью, из трубы идет черный дым, жители многоэтажек, в частности домов 21, 23, 25 по улице Железнодорожная не могут открыть форточки, хотя и при закрытых окнах запах есть. Иногда дым стелется по низу, случалось, что по дороге на работу, проходя мимо завода, люди теряли сознание, - рассказывает житель Металлостроя Олег Жгутов. - При этом в документах, которые демонстрируют владельцы «ТехноЭко», вышеназванные адреса даже не значатся, как и детский сад-ясли, и начальная школа, расположенные в 350-370 метрах от трубы. Указаны в 350-метровой зоне только три малоэтажных дома, которые дым, якобы, не задевает. Кстати, на расстоянии 70 м от трубы находятся склады для хранения полуфабрикатов из мяса и рыбы ООО «Фиорд».
В соответствии с СанПиН, при создании производства по термической утилизации отходов, которой занимается «ТехноЭко», санитарно-защитная зона должна составлять не менее 500 м. Хотя, судя по тому, что на государственную экспертизу была представлена противоречивая информация по «… перечню отходов, подлежащих, а также перечню отходов, заперещенных к термическому обезвреживанию на установках КТО-50, агрегатному состоянию отходов, качественного состава выбросов загрязняющих веществ», у населения есть сомнения даже в выборе класса санитарно-защитной зоны: нет никакой уверенности в том, что по степени загрязнения воздуха, санитарная зона должна составлять не 500 м, а 1000. Тем более, что лесопосадки шириной в 100-150 м, хотя бы психологически защищавшие жилой район от промзоны в советские времена, давно уже вырубили.
- Мы не против существования предприятия, утилизирующего медицинские отходы. Наверное, это важное для мегаполиса дело. Но во-первых, если они сжигаются, то необходимо использовать высококачественные системы очистки, при которых дым не может быть черным, – говорит депутат муниципального образования «Поселок Металлострой» Сергей Шкленский. – Во-вторых, в нашем районе, есть куда переместить это предприятие, чтобы оно не чадило в окна домов и не травило жителей поселка. Мы не против завода в принципе, если уж без него не обойтись, перенесите его на километр дальше, и снимется острота вопроса. Поселок расположен в 4 км от Рыбацкого, в 10 км - от Колпино, - в 3 км от Славянки. Найти точку для размещения, которая удовлетворяла бы всех, можно.
Действительно, в этом случае страдающих от неприятного запаха и дыма сегодня стало бы меньше. А завтра?
Куда прячут зольный – опасный – остаток?
- В результате сжигания отходов, а что еще хуже – их так называемого недожига, естественного явления при техническом сбое, о котором нам часто сообщают службы «ТехноЭко», образуется зольный остаток – опасные отходы, утилизация которых строго регламентирована в соответствии с классом опасности. Куда его девают, мы не знаем. По данным муниципальной газеты «Окно», несмотря на то, что у нашего мусоросжигающего завода есть договор с полигоном «Красный бор» на утилизацию зольного остатка, его туда не возят. Куда девают? – задается вопросом депутат Сергей Шкленский. - В лучшем случае – в канаву в промзоне, в худшем – под кусты в жилой зоне. Нарушения технологического режима сжигания, возникающего при перебоях с электричеством, приводят к образованию зольного остатка, содержащего диоксины и другие вредные вещества. И эти остатки измеряются тоннами, которые, получается, остаются на нашей территории?
Пишите письма…
С конца прошлого года Металлострой борется с отравляющим его жизнь заводом. Жители, депутаты и администрация Муниципального совета п. Металлострой, администрация Колпинского района пишут во все инстанции, а им исправно отвечают:
Природоохранная прокуратура Петербурга, 28 декабря 2012 года:
«По результатам проверки приняты меры прокурорского реагирования – внесено представление, подготовлены исковые заявления в суд о запрете осуществления деятельности ООО «ТехноЭко» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы и запрете выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения».
Бывший вице-губернатор Петербурга Сергей Козырев 15 января 2013 года:
«Разрешения на строительство на территории промышленной зоны «Металлострой-2» объекта по переработке отходов не выдавалось. В связи с тем, что жители пос. Металлострой категорически возражают против размещения комплекса термического обезвреживания медицинских отходов, на заседании комиссии по землепользованию и застройке города, состоявшемся 6.12.2012 в комитете по градостроительству и архитектуре, принято решение отказать ООО «РЛД» в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования» земельного участка.
Председатель комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Кисилева 24 января 2013 года:
«На основании решения комиссии комитетом издано распоряжение от 25.12.2012 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка». …размещение комплекса термического обезвреживания медицинских и биологических отходов на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, поселок Металлострой, дорога на Металлострой, дом 12, литера М, не представляется возможным.»
Экспертная комиссия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования под руководством М.А. Глущенко 22 февраля 2013 года:
«… материалы проекта технической документации «Установки (Комплексы) КТО-50 для термического обезвреживания отходов» не соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды».
Пока велась и ведется переписка, завод продолжает коптить небо и травить население Металлостроя с перерывами на прочистку трубы. Когда ее снимают, жители думают, что наконец, завод закрыли. Но он очищается от пепла и снова работает.
© ДокторПитер