Отношение к русскому языку в последние годы сильно изменилось. Многие до сих пор не могут привыкнуть, что кофе теперь можно называть «оно», а в коротких сообщениях в мессенджерах даже грамотные люди не считают зазорным писать «ваще», ведь так короче. «Доктор Питер» поговорил с филологами о том, почему не стоит делать ошибки в переписке, даже намеренные, и существует ли врожденная грамотность.

Кандидат филологических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ
«С одной стороны, в неформальной переписке допустимы некоторые вольности и упрощения, — рассказала „Доктору Питеру“ филолог Екатерина Андреева. — С другой стороны, полное игнорирование правил языка может привести к искажению смысла и затруднить понимание. Кроме того, привычка писать небрежно может негативно сказаться на грамотности в целом. Поэтому, на мой взгляд, в мессенджерах все же стоит стремиться к грамотному письму, хотя бы в общих чертах, избегая грубых ошибок и соблюдая основные правила пунктуации».

Основатель и директор школы русского языка и сторителлирга «Нарриторика», образовательный консультант, продюсер ed-проектов, преподаватель и методолог
«По поводу того, надо ли следить за грамотностью в мессенджерах, однозначного ответа нет: важен контекст, — считает и эксперт Анна Волкова. — Если вы пишете мужу „Едь домой, я пригатовила винигрет, будим ужынать и сматреть сириал“, едва ли он придерется. Но как только речь идет о рабочих чатах, деловых переписках или новых контактах, грамотность становится маркером уважения и компетентности».
В коротких сообщениях особенно заметно: либо вы умеете быстро и точно выражать мысль, либо оставляете за собой след из случайных ошибок и двусмысленностей, отмечает филолог.
Врожденная грамотность — это миф
Исследования нейропсихологов и психолингвистов показывают: врожденной грамотности не существует.
«По моему убеждению, врожденная грамотность — это, скорее, миф, чем реальность, — говорит Екатерина Андреева. — Никто не рождается с интуитивным знанием правил орфографии и пунктуации. — Грамотность — это результат обучения, практики и постоянной работы над языком. Безусловно, есть люди, обладающие более развитым языковым чутьем, которые легче усваивают правила и меньше допускают ошибок. Но это скорее связано с генетической предрасположенностью к лингвистическим способностям, чем с врожденной грамотностью как таковой».
У большинства людей грамотность формируется постепенно, через систематическую практику.
Как писать без ошибок
К сожалению, волшебной таблетки, как стать грамотнее, нет. Но для современного школьника и любого взрослого есть много возможностей оттачивать умение писать без ошибок, помогает в этом даже искусственный интеллект.
«У взрослых нет времени зубрить правила, поэтому приходится искать быстрые и работающие подходы, — продолжает Анна Волкова. — Например, внедряют искусственный интеллект: алгоритмы быстро собирают картину уровня владения языком у конкретного ученика (какие слова он пишет правильно, какие — нет) и строят персональный маршрут. Благодаря этому за несколько недель человек начинает писать заметно увереннее, без глупых ошибок».
Екатерина Андреева тоже уверена: чтобы стать грамотнее, необязательно штудировать учебники по грамматике сутками напролет.
«Самый простой и эффективный способ — больше читать, — рекомендует филолог. — Чтение хорошей литературы, особенно классической, помогает сформировать правильное языковое чувство и запомнить правописание слов и знаков препинания. Полезно также анализировать собственные ошибки, выписывать сложные случаи и сверяться со словарями и справочниками. Я с младших классов школы вела словарик, куда записывала словарные слова и пунктуационные правила, мне это очень помогало. Существуют также онлайн-сервисы, которые помогают выявить и исправить ошибки в тексте. Главное — не лениться и постоянно практиковаться».

Магистр психологии, гештальт-терапевт и эксперт по самооценке, детской и семейной психологии
Как помочь ребенку стать грамотнее
Родителям важно создать условия, в которых ребенок будет видеть и использовать грамотную речь каждый день.
Читайте вместе — книги, рассказы, сказки. Совместное чтение формирует «визуальную память» слов, мозг запоминает их правильное написание.
Обсуждайте тексты. Разбирайте с ребенком сюжет, героев, новые слова — это развивает словарный запас и умение осмыслять прочитанное.
Ведите «словарь трудных слов». Записывайте слова, в которых ребенок чаще всего ошибается, и периодически повторяйте их.
Используйте онлайн-проверки. Редакторы орфографии помогают учиться видеть и исправлять собственные ошибки.
Поощряйте письменную практику. Дневники, письма друзьям, короткие рассказы — все это тренирует навык лучше, чем заучивание правил.