Этот вывод невольно напросился после встречи в редакции «МК» с известным в России и за ее пределами урологом, признанным в мире авторитетом в области реконструктивно-пластической хирургии, д.м.н., профессором, членкором РАМН, заведующим кафедрой урологии РМАПО и оперирующим хирургом в ГКБ им. Боткина Олегом ЛОРАНОМ.
Гость редакции и постоянный наш консультант по мужским проблемам Олег Борисович Лоран в течение часа в режиме онлайн-конференции терпеливо и обстоятельно отвечал на вопросы, интересующие читателей нашей газеты. Кстати, любопытствующих о том, почему слабеет нынче сильный пол, женщин было не меньше. Опытный доктор не скрывал: онкологические проблемы «ниже пояса» у российских мужчин зашкаливают. Вдумайтесь: рак предстательной железы занимает второе место по частоте всех злокачественных новообразований разных локализаций.
«Каждый мужчина, кому за сорок, должен знать уровень своего ПСА»
— Олег Борисович, вы — не только уролог, но и андролог. Какие проблемы «ниже пояса» сегодня больше всего одолевают российских мужчин? С чем чаще всего они обращаются к вам?
— Хороший вопрос. С одной стороны, это проблемы, касающиеся нарушения мочеиспускания, с другой — нарушения эректильной функции. Это те заболевания «ниже пояса», чисто мужские, которыми и занимаются урологи и андрологи. Кстати, рак предстательной железы начинает развиваться уже в возрасте 45—50 лет. И даже у 40-летних мужчин мы находим очаги доброкачественной плазии (образование ткани предстательной железы).
— Что нового в последнее время появилось в медицинской практике для лечения эректильной дисфункции и аденомы простаты? Ведь сейчас только и слышишь об аденоме простаты...
— Что касается аденомы предстательной железы, то, конечно, оправданна тенденция к консервативному ее лечению. А вот нарушение мочеиспускания по причине аденомы... К сожалению, в нашей стране на ранних этапах этой болезни мужчины обращаться за помощью к урологу не привыкли, считая, что это возрастное. Приходят к специалисту слишком поздно, когда болезнь у них достигает такой степени, что, кроме оперативного лечения, предложить им ничего не можем. Отсюда вывод: мужчина должен обращать внимание на свое здоровье хотя бы с 40—45 лет. Потому что уже в возрасте 45—50 лет могут развиваться и доброкачественная опухоль простаты (сиречь аденома), и рак предстательной железы. Кстати, сегодня во всем мире рак занимает второе место по частоте всех злокачественных новообразований разных локализаций у мужчин. В нашей стране в том числе.
Выявить рак на ранней стадии сегодня есть все возможности, используя лабораторные методы диагностики и объективные методы исследования. А чем раньше диагностирована болезнь, тем легче ее вылечить.
— Есть ли какие-то новые медикаментозные средства, способные помочь такому больному без операции?
— Безусловно есть. Это — препараты, снижающие тонус шейки мочевого пузыря и таким образом улучшающие процесс мочеиспускания. Есть лекарства, которые тормозят рост предстательной железы. В скором времени в России появится препарат, который объединяет в одной таблетке два средства с разнонаправленным действием. В Европе он уже широко применяется. Есть эффективное лечебное средство и при минимальных нарушениях мочеиспускания у мужчин среднего и пожилого возраста, а также если у них имеется еще и эректильная дисфункция. Раньше это лекарство применяли только по требованию в преддверии полового акта, а сегодня используют регулярно для лечения той группы мужчин, у кого еще слабо выражены симптомы нарушения мочеиспускания. И при нарушении эректильной функции этот препарат оказывает очень хороший эффект. В своей практике мы тоже его используем. Препарат проверен в многочисленных международных исследованиях (мы тоже в них участвовали).
— И можно уберечься даже от ужасного рака? Что вы посоветуете в качестве профилактики заболеваний «ниже пояса», губящих мужчин?
— Видите, аденома предстательной железы — это патология, которая развивается с возрастом. Существуют факторы прогрессии аденомы, поэтому очень важно каждому мужчине знать уровень своего ПСА (простат-специфического антигена). Особенно тем, кто уже достиг возраста 45—50 лет. Мы об этом говорим постоянно и с высоких трибун, и в общении с представителями СМИ. Потому что уровень ПСА — это маркер любых заболеваний предстательной железы, начиная от воспалительных (простатита) и заканчивая раком. Если уровень ПСА превышает 1,6 нг/мл, аденома будет прогрессировать.
— Олег Борисович, влияют ли на половую функцию и на образование аденомы предстательной железы алкоголь, курение, наркотики? И если да, то как?
— Крайне отрицательно — это давным-давно известно. По сути, вы задали вопрос об образе жизни мужчин. Пока не были разработаны препараты для консервативного лечения аденомы предстательной железы, наши предшественники использовали другие приемы. Например, прибегали к специальной диете и к специальной гимнастике, что препятствовало застою крови в малом тазу. Обильно не ужинать. К тому же уклон должен быть в сторону растительной пищи и морепродуктов. Они содержат природные фитоэстрагены, тормозящие развитие доброкачественной гиперплазии. Надежной профилактики рака простаты не существует.
«Мусульмане болеют реже, чем европейцы»
— Считается, что жители Юго-Восточной Азии реже страдают заболеваниями предстательной железы.
— Действительно, у жителей Юго-Восточной Азии рак предстательной железы встречается гораздо реже, чем у европейцев и американцев. Образ жизни имеет колоссальное значение, так же, как и характер питания. Как я уже сказал, предпочтение надо отдавать морепродуктам и растительной пище. Ожирение — проявление метаболического синдрома, при котором могут присутствовать гормональные нарушения, способствующие прогрессированию рака простаты.
Любопытный факт: если японцы перебираются в США, то они попадают в ту же группу риска, что и аборигены. Все просто: они переходят на европейское и американское питание (обилие мясных продуктов, фастфуды и т.д.), что и ведет к ожирению...
— А может, многоженство помогает мусульманам не иметь заболеваний «ниже пояса», играет в этом свою положительную роль?
— Информации о прямой зависимости между числом половых актов и заболеваемостью раком предстательной железы у меня нет. Есть лишь предположение, что раннее начало половой жизни у мальчиков повышает риск развития рака предстательной железы. Но это только предположение. Известно, например, что в некоторых регионах Южной Америки у мужчин с рождения отсутствует фермент, стимулирующий тестостерон и превращающий его в активную фракцию. Вот у них не бывает аденомы предстательной железы.
— А что означает повышенный тестостерон у женщин? У некоторых даже молодых особ на этом фоне появляется усиленный рост волос на коже...
— Такой фактор действительно есть, и он означает, что у таких женщин нарушен гормональный баланс. С ними происходят так называемая маскулинизация: идет обильное оволосение тела и появляются все признаки омужествления. Но эта проблема чисто эндокринологическая. Ведь у мужчин и женщин есть и женские, и мужские половые гормоны, только их соотношение разное. Если это соотношение нарушается, происходит эндокринный сбой. Появляются определенные болезни, люди меняются внешне: мужчина по своим формам начинает больше походить на женщину, а женщина — на мужчину.
Известно, например, в 40-х годах прошлого века американские исследователи начали лечить рак предстательной железы женскими половыми гормонами (за что, кстати, получили Нобелевскую премию). Но... Внешне мужчины, кто находился на этой гормональной терапии, менялись — они приобретали женоподобные черты (у них увеличивались молочные железы, появлялись более широкие бедра, грудь, исчезало оволосение по мужскому типу). А в итоге все это приводило к тяжелейшим сердечно-сосудистым заболеваниям. И тем не менее тогда это был единственный способ лечения рака предстательной железы.
— Надеюсь, в нашей стране такие эксперименты не проводились или уже не проводятся?
— Сегодня в России используют гормоны для лечения рака предстательной железы. Но с их помощью лечат только те стадии болезни, которые не подлежат радикальному оперативному лечению. При раке простаты у нас также активно применяется облучение. Используется два вида лучевой терапии: наружное и брахитерапия (облучение специальными радиоактивными зернами). А также — воздействие высокофокусированным ультразвуком. Но все-таки при этом заболевании лучший результат дает радикальная операция.
«Лучший массаж для предстательной железы — регулярная половая жизнь»
— А можно ли не допустить в организм мужчины рак, поражающий простату, с помощью подручных средств? Когда-то в прессе писали о том, что нужно есть много помидоров, так как ликопин, содержащийся в помидорах, служит профилактикой рака...
— Несмотря на то что было много написано о помидорах, в том числе о витаминах Е и С и микроэлементе под названием селен, якобы снижающих риск развития рака простаты, таких подтверждений в международных исследованиях не найдено. А ведь сегодня мы ориентируемся только на принципы доказательной медицины.
— На ваш взгляд, массаж предстательной железы — тоже не панацея? В зрелом возрасте такой массаж вроде даже опасен. Так ли это?
— Массаж предстательной железы все же показан, но только в тех случаях, когда имеется застой секрета в предстательной железе, вызванный нередко в результате длительного полового воздержания. Поэтому лучшим массажем предстательной железы является регулярная половая жизнь. Кроме того, застойные явления предстательной железы связаны со злоупотреблением алкоголем, сидячим образом жизни, злоупотреблением острой и раздражающей пищей. То есть всеми теми факторам, которые приводят к венозному застою в малом тазу. Влияет в том числе и нерегулярный стул.
А массировать предстательную железу просто так вообще не следует. В ряде штатов Северной Америки эта манипуляция запрещена законодательно.
— Но в России, конечно, продолжают делать такой массаж? Америка нам не указ...
— Конечно. Сплошь и рядом. Потому что в России любят диагноз «простатит». И большинство урологов в комплекс лечения простатита обязательно включают массаж предстательной железы — с помощью специальных виброприспособлений…
— Олег Борисович, сегодня в основном вы говорили о мужчинах за 40 и далее. А помните ли самого молодого своего пациента отделения урологии?
— По закону уже 15—16-летние юноши подлежат госпитализации во взрослый стационар. Как правило, это подростки с врожденными пороками мочеполовой системы. Здесь очень важно взаимодействие с детскими урологами-андрологами. Я располагаю весьма позитивным опытом 20-летней совместной работы с Центром патологии мочеиспускания у детей НИИ педиатрии Минздрава России (детская больница №9 им. Сперанского). Сейчас эта больница является подразделением Второго мединститута. Произошла какая-то реорганизация. Считаю, и самим родителей мальчиков надо быть очень внимательными к подросткам. Важно знание ими некоторых симптомов, изменений, в частности наружных половых органов у подростков. Есть такое понятие «самодиагностика». Мальчикам врачи рекомендуют периодически ощупывать свою мошонку.
Сегодня многие онкологи занимаются лечением так называемого тестикулярного рака (рака яичка). На ранних стадиях он хорошо лечится и практически полностью излечивается. В последующем эти мальчики становятся мужьями, отцами. Сегодня есть возможность на ранних стадиях рака даже сохранить пораженное яичко. К сожалению, тестикулярный рак у молодых мужчин на ранних стадиях не проявляется никакими симптомами, кроме появления в мошонке какого-то дополнительного образования. Если юноши периодически будут ощупывать свою мошонку и вдруг обнаружат какое-то образование, они должны сразу обратиться к специалисту или хотя бы сказать об этом родителям.
Источник: Александра Зиновьева,