Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Психиатр Никифорова объяснила, когда простое любопытство превращается в болезнь

Где та грань, когда простое человеческое любопытство становится психиатрическим диагнозом? Страсть к подслушиванию и подглядыванию может быть не так безобидна, как кажется на первый взгляд, предупреждают не только врачи, но и юристы.

7 сентября 20214
Психиатр Никифорова объяснила, когда простое любопытство превращается в болезнь
Источник:
Getty Images

В крупных городах с плотной застройкой «окна в окна» подглядывание за чужой жизнью может стать даже уголовным преступлением. За систематическое подглядывание в окна грозит уголовная ответственность и штраф до 200 тысяч рублей, рассказал РИА Недвижимость ведущий юрист компании Intellect Михаил Хохолков. По его словам, все, что находится и происходит внутри жилого помещения, подпадает под понятие «частная жизнь», включая детали интерьера и бытовые предметы, а незаконный сбор и распространение сведений о ней влечет ответственность по статье 137 Уголовного кодекса России.

«Наказание может варьироваться от штрафа в размере до 200 тысяч рублей до лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет», — говорит эксперт.

Известны случаи, когда на «месте преступления» ловили бабушек с армейскими биноклями, другие вовсе устанавливают у себя в квартирах дорогие телескопы, чтобы наблюдать совсем не за звездами. Поэтому применение специальной оптики в данном случае это использование спецсредств для скрытого наблюдения. В результате можно получить судимость по статье 138.1 Уголовного кодекса за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, уточняет Хохолков.

Арина Никифорова
Психиатрия

врач-психиатр

- Для начала надо понять, какая цель у человека, который подглядывает или подслушивает, — говорит врач-психиатр Арина Никифорова. — Если людьми движет простое любопытство, то никакой патологии я в этом не вижу. Подглядывание в окна — это тот же телевизор для людей, испытывающих дефицит общения. Это все в пределах нормы. Если цель подглядывания — получение сексуального удовольствия, то это классический вуайеризм: тайное подсматривание за интимными действиями других людей, будь то половой акт, переодевание или справление нужды.

«Самое сложное для жильца — зафиксировать намеренное наблюдение за собой. Потому что именно он должен доказать, что ответчик собирает информацию. На практике это можно сделать встречным наблюдением: вас снимают — вы снимаете, — советует юрист Михаил Хохолков. — Или уже по факту публикации фото — тогда можно будет установить распространителя приватной информации и привлечь его к ответственности за распространение сведений о частной жизни без согласия. К сожалению, это работает постфактум».

Главное, что нужно доказать в таких делах — намеренность наблюдения, считает эксперт. Жители первых этажей в принципе не защищены от посторонних глаз. Но если идущий мимо человек вскользь бросил взгляд в окно, то с этим еще можно смириться. «Другая ситуация, если прохожий пристально разглядывает, что же происходит у вас на кухне. Еще более пугающим будет человек, вплотную наблюдающий за вами в окно», — говорит Хохолков.

- Я понимаю желание граждан создать иллюзию приватности. Но это иллюзия. От того, что поймают какую-нибудь бабу Маню, которая пытается что-то разглядеть в окнах их квартиры, частная жизнь не станет безопасной и спокойной, — говорит психиатр Арина Никифорова. — А если человек считает, что за ним постоянно следят соседи, подглядывают в его окна и подслушивают его разговоры, то это первые признаки паранойи. Но у нас половина страны в этом страхе живет, считая, что чипы в вакцинах также «подслушивают и подглядывают». Наша личная жизнь стала очень открытой — мы не находим уединения нигде.