Как распознать в магазине генно-модифицированные продукты

12:52, 27.09.2012 / Верcия для печати / 0 комментариев

Французы встряхнули мир, продемонстрировав крысу, которую больше трех месяцев кормили американской генно-модифицированной кукурузой. Самка заполучила огромную опухоль. Исследования ученых, которые проводили чуть ли не втайне, шокировали мир, который прочно «подсел» на трансгенные продукты.

Как распознать в магазине генно-модифицированные продукты

И зло, и благо

Чуть больше двадцати лет назад прилавки США и некоторых других стран захлестнули необычные продукты. Генная инженерия научилась искусственно изменять некоторые из них, приближая к идеалу. Считается, что разработка ГМО — это абсолютно естественное развитие селекции животных и растений. Особенно популярны стали трансгенные продукты — проще говоря, это когда в один продукт внедряется другой. Например, в кукурузу могут добавить ген, полученный из яда змеи (тогда кукурузу не будут есть паразиты), или в помидоры «вживить» ген северных рыб (тогда томаты будут морозоустойчивее). Можно не только сделать продукт идеальным, но и повысить его урожайность. Цель ГМО-бизнеса провозглашалась так: сделаем продукт лучше и больше, население земли растет так стремительно, что скоро есть будет нечего, а от угрозы голода нас может спасти только ГМО.  В общем, к 2012 году ГМ-культуры уже заняли около 160 миллионов гектаров полей в 10 странах (лидеры — США, Аргентина, Австралия, Канада, Бразилия, Китай, Испания, Португалия). В России ГМ-продукты продавались с конца 90-х.

(Стоит ли бояться ГМ-продуктов, можно узнать здесь)

Практически сразу с появлением этого новшества начались споры. Одни считали ГМО — благом, способом получить идеальные питательные продукты. Другие были уверены, что ГМО — зло, которое вредит здоровью человека. Отчасти за спорами стояли крупные бизнес-структуры: например, производители средств, уничтожающих паразитов в поле, естественно, выступали против ГМО, сводящими на «нет» их дело. А, допустим, крупные фермеры, были «за» то, чтобы выращиваемый ими товар был морозоустойчивее, рос быстрее и пышнее и так далее. Одно было неясно — что происходит с человеком, питающемся ГМ-продуктами? Новшество запустили  без внятного ответа на этот вопрос.

- В основном в Россию везут модифицированные сою, кукурузу, картофель, свеклу из США. А также животные продукты.
- Больше всего ГМО — в колбасных изделиях (до 85%) и полуфабрикатах.
- Фрукты и овощи идеальной формы, идеального цвета и одинакового размера, разложенные как на картинке, — явно генно-модифицированы.
- ГМО в шоколаде, печенье, злаковых, мороженом распознать обычному человеку невозможно. По данным российского «Гринпис», трансгенную сою успешно используют при производстве фастфуда (например, в «Макдоналдс»), сгущенки, кетчупов, соусов.

«Обычные исследования проводятся в течение трех месяцев, однако серьезные патологии и, в частности, смерть крыс от опухолей, происходят на четвертый месяц. Это означает, что обычные трехмесячные тесты были неэффективны, чтобы сделать выводы о воздействии на здоровье генетически модифицированных продуктов в течение длительного времени», - говорит доктор Спиру, один из авторов шокирующего исследования.

Между тем на прилавках России, и в частности Петербурга, полно ГМ-продуктов. В основном импортных. На государственном уровне у нас даже одобрены ГМ-соя, кукуруза, картофель, рис, сахарная свекла.

«Продукт высокого качества»

44-летний петербуржец Андрей Сузанский, сотрудник одной из питерских финансовых компаний, еще год назад изучил исследования российских ученых, которые кормили мышат генно-модифицированными продуктами.

- Больше всего меня шокировал тот факт, что, как выяснили ученые, ГМ-продукты влияют на продуктивность деторождения! И если человек будет этим питаться, то в будущем проблемы могут начаться у его потомков, - говорит Андрей. - Я не представляю ни организации, ни бизнес-структуры, я просто отец, который был в шоке от того, что у нас продается в магазинах.  На основе ГМО сделаны многие продукты — от майонеза и кетчупа до конфет. Но от нас это скрывают. Когда российским кондитерским фабрикам предложили пройти тест  на отсутствие ГМО в их продукции — все как один отказались!

Возмущение петербуржца и трепетное отношение к судьбе нации привело к тому, что он начал через интернет собирать людей на митинг «против ГМО». На акции у здания ТЮЗа Андрей и его соратники раздавали листовки, разъясняя горожанам грозящие им опасности.

В России выращивать трансгенные продукты для продажи запрещено. Но поставлять их из других стран можно. По российскому закону, отечественные товары, в которых доля ГМО составляет более 0,9 процента, должны быть с соответствующей пометкой. Небольшой рейд по магазинам Питера показал, что от петербуржцев происхождение продукта чуть ли не скрывают.  Редко встретишь маркировку на продукте «содержит ГМО». Печально и то, что например, американцы могут не маркировать свои продукты (как и бразильцы, и аргентинцы). Поэтому они и поступают в Россию без каких-либо пометок.

Не заботятся о потребителях и супермаркеты. «МК» в Питере» обзвонил несколько крупных магазинов и выяснил, что нигде нет специальных стоек с ГМ-продуктами. «У нас нет отделов с генно-модифицированными продуктами, — сказали нам в одном гипермаркете. — Но такие товары вы можете найти в отделе продуктов высокого качества рядом с консервами».

Почему молчит Онищенко?

- Мои единомышленники пытались жаловаться в Роспотребнадзор, - говорит Андрей Сузанский. - Однако все это ни к чему не привело.  

Роспотребнадзор, возглавляемый Геннадием Онищенко, любит поднимать на всю страну шум из-за всякой ерунды. Но вряд ли он поможет петербуржцам в этом вопросе. Именно эта организация всеми силами пытается внедрить ГМО на обеденные столы россиян. Когда Россия вступала в ВТО, ей прежде всего вменили «ничтожно малое количество продуктов, созданных на основе ГМО». И Роспотребнадзор, как по отмашке, развернул пропагандистскую деятельность. По их данным, в ГМ-продуктах «отсутствуют какие-либо негативные эффекты для здоровья человека».  

В то время как члены ВТО - Италия и Франция - ввели мораторий на трансгенный товар, Россия сегодня пытается встать на сторону защитников ГМ-культур. В такой ситуации потребитель по идее сам должен решать, покупать или нет. Но петербуржцы, как и все российские потребители, приходя в магазины, находятся в информационной блокаде.

Эвелина Барсегян, «МК в Питере»

фото svit24.net

Рубрики: Образ жизни

Ещё нет комментариев

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Читать дальше



Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×