Фото №1 - Врачебные онлайн-консультации станут действительно дистанционными с 1 сентября
Фото
pixabay.com

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) подготовила и направила в Аналитический центр при правительстве РФ проект постановления «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Как сказано в пояснительной записке, документ разработан взамен прежнего 1006-го постановления правительства от 2012 года с учетом появившихся за последние годы возможностей в сфере оказания платных медуслуг. Предполагается, что новые правила должны вступить в силу с 1 сентября 2021-го и действовать до начала 2027 года.

Новое в проекте — утверждение правил дистанционного заключения договоров на оказание платных медуслуг. Они прописаны в отдельной главе «Особенности оказания услуг (выполнения работ) при заключении договора дистанционным способом». В ней идет речь не только о заключении такого договора между пациентом и клиникой, но и о возможности отказаться от услуг или предъявить претензии, если не устроило их качество, урегулировать споры между клиникой и пациентом.

По сути речь идет о том, что наконец узаконены медицинские услуги, которые сегодня называются телемедициной, а подразумевается под ними дистанционное общение между врачом и пациентом. Как новые правила изменят работу медицинских онлайн-сервисов и приложений, а также клиник и врачей, предоставляющих такие услуги, "Доктору Питеру" пояснил Александр Абдин, управляющий партнер «ЕвроМед», член Медицинского совета при губернаторе Петербурга. Он считает правильным то, что в проекте постановления не звучит слово «телемедицина»:

- Из понятия дистанционного консультирования надо вообще убрать слово «телемедицина», потому что оно воспринимается неоднозначно. Телемедицина сегодня - это анекдотичные передачи Геннадия Малахова и Елены Малышевой. Дистанционное общение пациента с врачом это онлайн-медицина, она развивается: проводятся консультации, собираются консилиумы, врачебные комиссии, врачи курируют своих пациентов после выписки из стационара или окончания курса лечения в амбулаторных условиях. Эпидемия подтолкнула развитие дистанционных медицинских услуг, они набирают обороты. Но им мешают развиваться законодательные пробелы: в системе оказания платных медицинских услуг до сих пор не существовало формы заключения договора на дистанционную помощь. С сентября, как сказано в проекте, она появится, поскольку внесена в основное постановление правительства о платных медицинских услугах и касается всех форм их оказания.

То есть сейчас, если человеку нужен консилиум по уже установленному заболеванию и он хочет запросить его у клиники, которая его продает, ему надо приехать, заключить договор и подписать информированное согласие. Сделать это дистанционно в российских «цифровых экосистемах» до сих пор не было возможности.

- Новое постановление, подготовленное Роспотребнадзором, облегчает жизнь сервисам, которые ориентированы на дистанционное оказание медуслуг, вроде «СберЗдоровье». Эти «цифровые экосистемы» в области медицины появляются у самых разных организаций, параллельно доставке продуктов или промтоваров, но с точки зрения Закона о правах потребителя они работали в правовом вакууме. Сегодня этот пробел ликвидирован, - говорит Александр Абдин. И напоминает, что при взаимодействии пациента и врача действует прежняя норма: обращение за консультацией дистанционно возможно только с уже установленным диагнозом. Хотя бывают ситуации, когда диагноза еще нет, а совет врача нужен. Например, человек получил результат мочи, отправил «знакомому врачу», чтобы узнать, к какому специалисту надо записаться на прием (урологу, гинекологу или гастроэнтерологу) и воспользоваться полученной рекомендацией уже в очной форме. Если знакомого врача нет, на помощь приходили онлайн-сервисы, но они, по сути незаконно давали такие советы. Теперь они легитимизированы.

Как говорится в проекте постановления, онлайн-договор на платные медуслуги будет считаться заключенным при оформлении пациентом соответствующей заявки (акцепта), «очевидно свидетельствующей о согласии потребителя на заключение договора». После получения такого акцепта исполнитель услуги (то есть клиника) уже не может менять условия договора или корректировать его в ущерб правам и законным интересам потребителя. Пациенту же для дистанционного заключения договора потребуется идентификация личности — иначе говоря, электронная подпись, которую можно оформить через сайт госуслуг. Далее клиника предоставляет пациенту подтверждение заключение договора с указанием его номера. Отказаться от исполнения договора пациент сможет аналогичным способом, а направить претензию к клинике - «в любой форме и любым способом». Уточняется в правилах и о возврате денег за некачественно оказанную услугу.

«Оплата медицинской услуги потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного исполнителем, не освобождает исполнителя от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем суммы как при отказе от исполнения договора, так и при оказании услуг (выполнении работ) ненадлежащего качества», - сказано в проекте постановления.

© ДокторПитер