Российские ученые: Склонность к тяжелому течению COVID-19 может передаваться по наследству

Российские ученые выявили генетическую предрасположенность к тяжелой форме COVID-19. Они обнаружили гены, которые позволяют оценить у конкретного человека силу Т-клеточного иммунитета против коронавируса и других инфекций.

23 февраля 2021
pixabay.com

Исследователи с факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ вместе с коллегами из РНИМУ им. Пирогова и московской Городской клинической больницы № 15 им. Филатова изучили взаимосвязь между генотипом HLA-I и тяжестью COVID-19. Гены HLA-I играют ключевую роль в инициации иммунного ответа организма на вторжение вируса – они отвечают за презентацию вируса в клетках человека, что помогает распознавать антиген и активировать Т-лимфоциты, способные уничтожить вирус. В геноме есть разные вариации этих генов. Как пишет РИА Новости, авторы работы построили модель, которая обеспечивает интегральную оценку возможной мощности Т-клеточного иммунного ответа на COVID-19. По предположению ученых, если набор аллелей HLA-I позволяет эффективно презентовать пептиды вируса SARS-CoV-2, риск развития тяжелой формы COVID-19 будет минимальным, и наоборот.

"В дополнение к обнаруженным корреляциям между генотипом и серьезностью COVID-19, предлагаемый подход также помогает оценить, как определенная мутация COVID-19 может повлиять на развитие Т-клеточного иммунитета к вирусу. Например, мы сможем выявлять группы пациентов, у которых заражение новыми штаммами SARS-CoV-2 может привести к более тяжелым формам заболевания", — цитирует издание руководителя исследования, декана факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ Александра Тоневицкого.

Для проверки своей теории исследователи изучили генотипы более 100 пациентов, перенесших COVID-19, и более 400 — здоровых москвичей из контрольной группы. Сравнение с реальной клинической картиной показало, что прогнозная модель эффективна. Результаты работы были опубликованы в журнале Frontiers in Immunology.