В Роспотребнадзоре напоминают о действующем законе об обмене и возврате лекарственных средств: "Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. №2463, приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену". Поэтому продавец юридически прав, когда отказывается принимать или обменивать аптечный товар. Возврату и обмену не подлежат товары только надлежащего качества. В случае, если лекарственные препараты или медицинские изделия окажутся недоброкачественными, продавец (фармацевт) обязан их принять.
Потребителя защищает соответствующий закон, согласно которому, если у товара выявлен недостаток, его можно заменить или обменять. Ориентируясь на ст. 18 Закона №2300-1 «О защите прав потребителей», покупатель имеет право заменить неподходящий товар на:
- товар этой же марки (этих же модели и/или артикула);
- такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом стоимости;
- потребовать соразмерного уменьшения цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;
- отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы, при этом вернув товар с недостатками продавцу.
Все эти пункты относятся и к лекарственным препаратам. Недостатком лекарственных препаратов и медицинских изделий можно считать:
- истекший на момент продажи срок годности;
- отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на русском языке;
- несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате;
- отсутствие инструкции по применению препарата;
- несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям;
- наличие в упаковке брака: сколов, негерметичности, нечитаемой полиграфии.
Что делать, если товар ненадлежащего качества, а продавец отказывается принять его обратно или заменить на новый?
В этом случае необходимо составить претензию в свободной форме (в двух экземплярах) с просьбой вернуть или заменить товар. К претензии приложить само лекарство, кассовый или товарный чек, рецепт врача (если товар был приобретен по рецепту), показания свидетелей (если они имеются), гарантийный талон (при его наличии).
На одном из экземпляров претензии продавец ставит свою подпись с указанием Ф.И.О., должность, дату и печать. Один экземпляр остается у покупателя.
При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме,
Важная деталь: при оформлении претензии обратите внимание на смысловую разницу слов "замена" и "обмен". Слово "замена" используется при требовании в отношении некачественного товара, слово "обмен" - при требовании в отношении качественного товара.
© ДокторПитер