По словам главного ветеринарного врача Петербурга Юрия Андреева, сибирской язвы в городе нет уже очень давно. Официальных скотомогильников на территории Петербурга нет, хотя эксперт не исключает, что где-то в стародавние времена были захоронены павшие от непонятных причин животные. Между тем, вакцинацию от опасной болезни проводят только для лошадей, участвующих в соревнованиях, — а всего их в городе около 1300.
В Ленобласти, по словам главного ветеринара 47-го региона Идриса Идиатулина, сибирской язвы не было с 1988 года. Врачи ведут архивные данные с 1924 года по заболеваемости животных сибирской язвой. В тех хозяйствах, где с того времени были зарегистрированы единичные случаи болезни, проводится ежегодная вакцинация животных за счет федерального бюджета. Такие хозяйства есть во всех районах, за исключением Лодейнопольского, Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского. Но опасности там нет, отмечает эксперт, потому что заболевшие животные не захоранивались - их трупы сжигались. В области есть только один сибиреязвенный скотомогильник — в Новоладожском городском поселении Волховского района. Как рассказал специалист, эта территория оформлена в собственность Ленобласти и передана в оперативное управление районной станции по борьбе с болезнями животных.
- Все мероприятия, которые требуются, они выполняют, - уверяет Идрис Идиатулин. - Вообще, скотомогильники — это вчерашний день. На сегодня из 88 скотомогильников в области, к которым мы относим и биотермические ямы (сооружение для обезвреживания трупов животных, кроме погибших от сибирской язвы), 47 уже законсервированы. Оставшиеся пока используются для захоронения, в частности, абортивных плодов животных, но не для захоронения больных.
Также главный ветеринарный инспектор Ленобласти говорит, что спокойствие в отношении распространения сибирской язвы связано и с природными условиями (кислыми почвами), неблагоприятными для спор язвы, которые, как известно, могут сохранять активность до 100 лет. Вместе с тем, врач не исключает, что могут быть почвенные очаги, где были до 1924 года захоронены больные животные, о чем ветеринары просто не знают.
- 30 лет назад пастбищное содержание животных широко практиковалось, - говорит Идрис Идиатулин. - Но пастбища надо готовить, учитывая возможность присутствия почвенных очагов. Сегодня в хозяйствах есть специально оборудованные выгульные площадки для моциона и инсоляции сельскохозяйственных животных. Вызывает опасение то, что развивающиеся подсобные и фермерские хозяйства могут использовать для выгула мелкорогатого скота места, которые долго не использовались и могут представлять опасность.
По мнению врачей, вспышка сибирской язвы на Ямале — форс-мажор, связанный как с благоприятными для распространения инфекции природными условиями, так и с недооценкой местными властями возможной опасности. По словам главного ветеринара Петербурга, городские специалисты должны сделать вывод из этой ситуации - нельзя успокаиваться. Бдительность нужна не только надзорным ведомствам, но и обычным жителям.
- Когда вы приходите в ресторан и видите термически не обработанные мясные блюда, например, мясо с кровью или вяленую оленину, надо понимать, что их употребление не всегда безопасно, - предупреждает Юрий Андреев. - Также нельзя покупать животноводческую продукцию в неустановленных местах торговли, пить сырое молоко, купленное у неизвестной бабушки на рынке. Надо сказать, что все наши разъяснения не проходят даром. К примеру, сегодня охотники активно проверяют убитых кабанов на африканскую чуму свиней и опасную болезнь - трихинеллез. Прежде чем положить на стол мясо, они несут его в лабораторию.
Нужен жесткий контроль и на границе — при ввозе продуктов животного происхождения и живых животных из других государств. По словам начальника внутреннего ветеринарного надзора и пограничного ветеринарного контроля территориального управления Россельхознадзора по Петербургу и Ленобласти Олега Емцева, эпизоотическая ситуация в мире меняется каждый день и нужно быть начеку. Так, только за неделю с 30 июля по 5 августа в мире был зарегистрирован 91 новый очаг болезни животных, в том числе африканской чумы свиней, высокопатогенного птичьего гриппа, нодулярного дерматита (кожной бугорчатки).
При поступлении в Россию животных сотрудники Россельхознадзора обязательно проверяют наличие разрешения ведомства на ввоз, а также ветеринарного сертификата на конкретного животного и проведение обязательных прививок. Животных, прибывших из неблагополучных районов, отправляют обратно. При этом, как считают ветеринарные врачи и специалисты, при малейшей угрозе заражения людей опасными инфекциями, гуманность к животным должна отступать на второй план. Какими бы милыми они ни были.
- Когда решаются вопрос об опасности болезни животных для человека и для экономики вопросы гуманности по отношению к животным отступают на второй план, - говорит Юрий Андреев. - В частности, больных сибирской язвой животных лечат, но в ряде случаев их уничтожают. Вспомните ящур в Англии — были уничтожены десятки тысяч голов крупного рогатого скота, классическую чуму свиней в Дании — миллионы голов свиней. В некоторых странах не подвергнутых обязательным профилактическим мероприятиям животных при ввозе в страну усыпляют и кремируют. Несколько лет назад был случай в Оренбургской области, когда контрабандой буквально в тубусах для чертежей завезли партию волнистых попугаев. Надо было убить птиц и сжечь, но наш коллега пожалел и раздал их. Орнитоз распространился на большую территорию, потом попугаев ловили, людей лечили. Страдания получились неимоверные. Поэтому, когда к нам поступают обезьянки без необходимых документов, которых хозяева слезно просят пропустить, не должно быть новостью, что с ними поступают так, как того требует законодательство.
© ДокторПитер