15-летнюю Эллу выписали из детской больницы №5, где ей сделали резекцию ногтевой пластины — операцию по удалению вросшего ногтя. Из стационара врачи направили ребенка по месту жительства, в детскую поликлинику №48 на Пражской улице — под наблюдение хирурга. Однако, в регистратуре этого детского лечебного учреждения родителям сказали, что хирург будет только после 26 января, поэтому сейчас ничем помочь не могут, направление в соседнюю поликлинику выдать отказались. Попытки попасть хотя бы в процедурный кабинет тоже не увенчались успехом — там вместо перевязки предложили сделать укол.
(В каких больницах Петербурга врачи советуют лечить своих детей, узнайте здесь)
Сегодня, 20 января, в надежде решить проблему Элла пришла на прием к участковому педиатру. Врач вместо направления к специалисту соседней поликлиники выдала другое — обратно в больницу, из которой её только что выписали.
Как оказалось, проблемы с хирургической помощью в детском поликлиническом отделении №48, действительно, есть. Руководство детского лечебного учреждения оправдывает ситуацию сразу несколькими причинами — нехваткой специалистов, неосведомленностью участковых педиатров и недостатками в оказании стационарной помощи — «часто больницы выписывают недолеченных пациентов». По словам заведующей детской поликлиники Елены Ногиновой, хирург у них работает на полставки — по несколько часов два раза в неделю, а со следующей недели, вообще, идет повышать квалификацию, поэтому свое рабочее расписание должен согласовать с учебными занятиями.
(Почему из детских поликлиник Петербурга уходят врачи, читайте здесь)
Почему в этой ситуации девочку не отправили к хирургу в другую районную поликлинику, Елена Ногинова объясняет - «по незнанию» участкового педиатра. На самом деле, как говорит заведующая, он должен был выписать такое направление, обязательно завизировав его у нее или у заведующего педиатрическим отделением поликлиники.
История с Эллой — частный случай, который подтверждает общую практику: если в поликлинике, к которой «приписан» пациент нет нужного «узкого» специалиста, то выход у него, по сути, один — обращаться в негосударственную клинику. Потому что поиски врача, готового принять, например, выписанного из стационара пациента с полисом ОМС, могут растянуться на неопределенное время. Это к вопросу о том, что следует сокращать время пребывания пациентов в стационаре и «передавать» его под наблюдение врачей поликлиник — об этом регулярно говорится в процессе реформирования системы здравоохранения в стране, и в Петербурге, в частности.
(Как в Петербурге подойдут к реформе здравоохранения, читайте здесь)
Действительно, нет необходимости держать ребенка в больнице после небольшого хирургического вмешательства. Но кто ему поможет, когда в Петербурге педиатрическая служба — одна из самых неукомплектованных в системе городского здравоохранения? Этот вопрос «Доктор Питер» задал руководителю службы охраны материнства и детства Светлане Рычковой:
- Неукомплектованность службы есть, но это не повод направлять ребенка в стационар, где ему оказали уже необходимую помощь качественно. Эта ситуация — несогласованность в работе первичного звена. В норме она должна выглядеть так: с выпиской из стационара ребенок приходит к своему участковому врачу, и он направляет своего пациента к специалисту (в этом случае — хирургу). Если по какой-то причине специалиста в поликлинике нет, педиатр должен дать направление к хирургу ближайшей детской поликлиники.
Участковый педиатр не знает, что может дать такое направление? Тогда родители ребенка или сам ребенок, если он уже достаточно взрослый, должны обратиться к заведующему отделением или к главному врачу поликлиники и получить такое направление в соседнюю поликлинику или любое другое учреждение, где есть специалист, способный оказать ему помощь. И как правило, такие проблемы в 90% случаев решаются на местах. И уж точно нет необходимости направлять ребенка на перевязки в городской стационар, у него совсем другие задачи.
Надежда Крылова
© ДокторПитер