Вместе с усложнившейся логистикой и трудностями с поставками импортных реагентов и оборудования это стало вызовом для российского лабораторного рынка.
По данным исследования BusinesStat, в 2021 году потребителями услуг лабораторной диагностики стали 116,9 млн человек — это 80,6% от всего населения страны. Конечно, кто-то сдавал анализы много раз, а кто-то ни разу, но тем не менее результат все равно впечатляет. За 5 лет — с 2017 по 2021 количество посетивших лаборатории выросло на 12,3%. В Петербурге, по данным BusinesStat, за 2021 год провели 42,9 млн исследований, что на 21,5% больше, чем годом ранее.
Наиболее интенсивный рост пришелся на последние — 2020 и 2021 годы, что и неудивительно. За этот период, наверное, все выучили словосочетание ПЦР-тест и сдавали его, кто-то и не один раз, независимо от того, болели или нет ковидом. По подсчетам аналитиков, каждый четвертый анализ, сданный в Петербурге, был именно на ковид.
Всего же по России в 2020 году количество пациентов лабораторий выросло на 1,6%, а в 2021 году — сразу на 9%, подсчитали в BusinessStat. Тут сыграла роль еще и отмена жестких карантинных ограничений — пациенты смогли реализовать отложенный спрос на те медицинские услуги, которые не получили раньше. Все это способствовало росту рынка лабораторной диагностики, открывались новые пункты приема анализов, как
генеральный директор сети лабораторий KDL
Однако в 2022 году после зимы пандемия пошла на спад, а значит, упал и спрос на ПЦР-тестирование. «Объем ковидных исследований сократился процентов на 85, — комментирует Юрий Леонов, генеральный директор сети лабораторий KDL. — С другой стороны, развивается рынок рутинных лабораторных исследований, есть даже рост по сравнению с 2021 годом».
Cейчас перед лабораториями стоит задача — перенаправить процессы, которые были ориентированы на ПЦР-тестирование, на выполнение других анализов. Положение осложнилась весной из-за общей ситуации, сложившейся в стране. Значительная часть — до 95% реагентов, оборудования и других расходных материалов, которые используются в лабораториях — импортного производства. Лаборатории, работающие на российском рынке, использовали современные методы исследований, взаимодействовали с ведущими европейскими и американскими поставщиками. Вначале возникли существенные сложности с доставкой, но сейчас уже удалось возобновить регулярные поставки, отметил Юрий Леонов.
Помимо зависимости от импорта на лабораторный рынок влияет и снижение покупательской способности. Пациенты стараются экономить, поэтому основной спрос сосредоточен на мониторинге хронических заболеваний и исследований, необходимых для диагностики текущих болезней. Это, в первую очередь, биохимия крови, клинические исследования, гормональные анализы — то, что всегда было, есть и будет востребовано. Более глубокие комплексы пациенты откладывают на потом.
В таких условиях лаборатории стремятся привлечь клиентов с помощью различных акций, промо-пакетов, дополнительных скидок лояльным пациентам. Также возрастает значение клиентского сервиса, отметил Юрий Леонов, причем на всех этапах: до прихода в медицинский офис, в то время, которое он проводит внутри офиса, а также во всем, что происходит с пациентом после посещения медицинского офиса. В первую очередь, это касается цифровых сервисов: онлайн-заказ, онлайн-оплата, удобная навигация на сайте. И, конечно, после посещения лаборатории пациент ожидает получить все результаты анализов в электронном виде на почту или в личный кабинет, а при необходимости, еще и консультацию врача лабораторной диагностики. Еще один важный фактор — близость лабораторию к месту проживания.
В целом, очевидно, что темпы развития рынка лабораторной диагностики будут не так высоки, как раньше, но спрос на услуги есть. И представители отрасли надеются, что в будущем рынок будет расти.
В премии