По словам специалистов системы ОМС, в спорных и даже критических ситуациях есть определенные алгоритмы и правила, следуя которым можно предотвратить фатальные случаи и свести к минимуму риски негативных последствий для пациента.
Страховщики дали советы, как действовать при экстренной госпитализации, чтобы избежать ошибок, которые могут потом сказаться на здоровье и жизни — вашей или ваших близких.

Советник генерального директора страховой медицинской организации «Капитал МС», работающей в 42 регионах
«Экстренная госпитализация, то есть по скорой, осуществляется тогда, когда пациент находится в остром состоянии, которое несет в себе серьезную угрозу его жизни. Это могут быть острые заболевания, обострения хронических болезней, состояния, требующие интенсивной терапии и круглосуточного медицинского наблюдения», — говорит Михаил Пушков, советник генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС».
Когда скорая помощь доставляет пациента в больницу, врач приемного отделения принимает решение о показаниях к его госпитализации. Может быть и другая ситуация: врачи провели осмотр, обследование, но не нашли оснований для госпитализации. Как подчеркивают страховщики, в таких случаях диагноз должен быть совершенно понятен, при этом он должен подтверждаться клинической картиной и проведенными исследованиями.
Подтвердить или опровергнуть диагноз
Скорая помощь доставляет пациента и сопроводительный лист (направление) на госпитализацию с указанием предварительного диагноза, передает пациента под ответственность врача приемного отделения больницы, который должен решить, в какое отделение и с какими обследованиями маршрутизировать больного дальше.
Чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз скорой, в больнице должны провести ряд обследований, в зависимости от предварительного диагноза и клинических рекомендаций они могут отличаться. Но почти всегда это обязательно осмотр, УЗИ, анализы крови, мочи.
Если у врачей есть сомнения в диагнозе, они должны принять решение о динамическом наблюдении в приемном отделении: следить за развитием состояния пациента, при необходимости проводить дополнительную диагностику и медикаментозное лечение.
Как уточняют специалисты системы ОМС, исключить любую острую патологию можно только тогда, когда выбранная тактика на раннем госпитальном этапе стала давать ожидаемую положительную динамику, то есть появились сдвиги в клинической и лабораторной картине заболевания.
«Чрезвычайно важна триада „диагноз, лечение, результат“. И если результат не укладывается в логику состояния или развитие заболевания не соответствует предполагаемому диагнозу, то это повод для проведения дальнейшего обследования пациента или, как говорят коллеги-врачи, дальнейшей дифференциальной диагностики заболевания», — подчеркивает Михаил Пушков.
Отпускать без диагноза не имеют права
Человек без медицинского образования далеко не всегда может распознать угрожающие жизни состояния. Тем не менее, говорят эксперты, если медперсонал отказывает вам в госпитализации, помните: отказ должен быть обоснован. То есть отпускать из стационара пациента без диагноза врачи не имеют права.
Согласно приказу Минздрава РФ № 203Н, на установление предварительного диагноза в приемном покое больницы отводится 2 часа с момента поступления пациента, а клинический диагноз при госпитализации по экстренным состояниям должен быть установлен в течение суток.
«Это время также включает определение плана лечения и, конечно же, само лечение в случае необходимости», — отмечает эксперт.
Важно: отказ от госпитализации по медицинским показаниям возможен только в случаях, когда после дообследования в больнице не выявлено состояние, требующее круглосуточного наблюдения и лечения под наблюдением врачей.
Что делать, если вам отказали
Конечно, пациентам сразу сложно определить, правильно ли действуют с врачебной точки зрения медики больницы или нет. Но лучше всегда перестраховаться, чтобы потом не пострадать.
Если в приемном отделении вам или вашим близким отказывают в госпитализации, а состояние не улучшается и есть сомнения в правильности их решения, а также в качестве и своевременности оказания медпомощи, эксперты страховой компании советуют использовать для решения проблемы все законные способы.
Попросите врача написать письменный отказ от госпитализации с указанием причин. В объяснении обязательно должны быть: диагноз, результаты проведенного обследования, дата и подпись врача. При отказе от госпитализации на врача ложится ответственность, в том числе и уголовная.
Позвоните в свою страховую медицинскую организацию — ее данные есть в вашем полисе ОМС. Далее изложите свою ситуацию и попросите сотрудников в режиме реального времени переговорить с руководством больницы, или ответственным дежурным по больнице. Представителей СМО также необходимо попросить зафиксировать вашу жалобу и провести проверку качества оказанной медицинской помощи.
«Каждая ситуация, связанная с восстановлением и защитой нарушенных прав, имеет свои особенности. В ряде случаев представители СМО, обеспечивающие защиту прав граждан в системе ОМС, обращаются в дежурные службы правительства субъектов РФ для оперативного решения вопросов по оказанию медицинской помощи надлежащего качества», — отметил советник генерального директора «Капитал-МС» Михаил Пушков.