Онлайн-консультации врачей — частая практика. Так делают специалисты многих клиник. Но сейчас крайне сложно проводить прием в Сети, если следовать букве закона: врачу необходимо обязательное дорогостоящее оборудование, чтобы оно соответствовало требованиям МВД и ФСБ и защищало личную информацию и права пациента. Его, как правило, устанавливают в больших государственных клиниках и больницах.
Но что делать частным врачам? Получается, все медицинские консультации должны проходить лично? Но ведь это крайне сложно устроить: пациенты могут находиться в удаленных уголках, не иметь возможности приехать. Как быть? Продолжать консультировать пациентов в мессенджерах на свой страх и риск, рискуя получить серьезный штраф (кстати, с мая их увеличат) или даже уголовный срок?
Медицинский юрист Асад Юсуфов в беседе с врачом-сомнологом Романом Бузуновым

Председатель и основатель Ассоциации по защите прав в сфере здравоохранения, генеральный директор международной юридической компании Yusufov Group
Личный сайтТребования к телемедицине
«Оказывать телемедицинские услуги врач может только после первого очного приема. При этом есть требования к помещению, оборудованию, у врача должна быть электронная подпись, информация должна храниться в специальном облачном хранилище… То есть абсолютно все незащищенные мессенджеры сразу отпадают», — объясняет медицинский юрист.
По его словам, формат телемедицины создан, чтобы быстро принимать решения или помогать тем пациентам, которые находятся вдали от лечебного учреждения.
Переписка в мессенджерах
Если врач пишет пациенту в любом из мессенджеров, то он может сделать это только в формате рекомендации, отмечает юрист, которая не носит обязательный характер.
«Это не назначение! Рекомендация не принуждает пациента сделать именно так, выбор всегда за пациентом, — продолжает юрист. — То есть это возможно, если необходимо реально человеку помочь, проинформировать его, где обследоваться, где что найти».
Но при этом, если врач пишет пациенту, ему всегда стоит помнить о правах потребителей. Медик может «попасться», даже если не дает рецептов пациентам в незащищенных мессенджерах и пишет крайне аккуратно — «как для прокурора».
Лучше — никак
«Я бы полностью запретил переписку во всех мессенджерах, — говорит медицинский юрист. — И дал бы совет руководителям клиник запретить это делать врачам. Лучше создавайте отдельный защищенный чат с единым номером телефона, единый канал связи, к которому у пациента должен быть бесплатный доступ по паролю. Достаточно таких программ, они не такие уж дорогие. Не должно быть никаких раздач личных телефонов, почт, звонков. Надо приучать».
Юрист напоминает, что раньше у пациента была только одна возможность — либо прийти в клинику, либо позвонить на городской телефон. Все остальное делает врача уязвимым.
«Случается так, что пациент цепляется к словам, делает скрины, рассылает их, выставляет в Интернете личную переписку, — объясняет юрист. — А суд скриншот из мессенджера, который сделал пациент, признает доказательством. Но когда врач приходит и говорит, что у него есть переписка, которая в его пользу трактуется, суд ее не принимает. Такая практика. Из своего личного опыта: есть какая-то установка у судов потакать пациентам».