Как показала проверка Петербургской общественной организации потребителей
Так, по информации на упаковке фарша торговой марки «Мясное изобилие» (ООО «Мясокомбинат «Всеволожский», Ленинградская обл.), в составе полуфабриката – исключительно говядина. Однако специалисты лаборатории «ПЕТЭКС» в ходе определения видовой принадлежности тканей животных обнаружили в этом фарше не только говядину, но и ДНК курицы и свиньи, а гистологический анализ выявил также включения целлюлозы.
– Это растительная клетчатка, которую видно под микроскопом, – объясняет заместитель начальника лаборатории «ПЕТЭКС» Валерий Тимофеев.
По словам заведующего кафедрой технологии мясных, рыбных продуктов и консервирования холодом Университета ИТМО Александра Ишевского, пищевые растительные волокна добавляют в фарш, чтобы связать влагу и придать полуфабрикату вес.
Экспертизу по похожим основаниям не прошел и другой продукт ООО «Мясокомбинат «Всеволожский» - под известной многим петербуржцам торговой маркой «Самсон». Органолептическая экспертиза никаких отклонений от нормы не выявила, а вот анализ ДНК показал, что в этом «говяжьем» фарше нашлось место и курятине, и свинине.
– Это обыкновенный обман потребителя, – говорит Александр Ишевский. – Здесь надо понимать две вещи: в полуфабрикатах категории «А», к которым относится данный образец, должно содержаться не менее 80% мышечной ткани, а остальное может быть различными наполнителями, в том числе курятиной. При этом никто не запрещает производителю продолжать называть этот фарш говяжьим. Но на этикетке все ингредиенты должны быть указаны.
Два полуфабриката, состав которых не соответствовал информации на этикетке, прибыли в наш город издалека. Продукт под торговой маркой «Мираторг» произведен в Брянской области, полуфабрикат ТМ «Эколь» - в подмосковном Домодедове. К известной торговой марке «Мираторг» у лаборатории «ПЕТЭКС» лишь одна претензия: указанная на этикетке массовая доля жира не соответствует фактическому содержанию (9,3 г на 100 г продукта вместо 35 г, указанных на этикетке). А вот фарш говяжий «Эколь» кроме говядины содержал также курятину и баранину, о которых производитель умолчал.
С производителями мясных полуфабрикатов успешно конкурируют и сами торговые сети.
– Для торговых сетей это, по сути, безотходное производство. Для фарша используются отходы разделки мясных туш, куски, потерявшие товарный вид, куриная кожа, – говорит Александр Ишевский.
Но поскольку говядина дорогая, торговые сети идут на ту же хитрость – делают «говяжий» фарш из всего, что под руку попадается: курятина, свинина и даже баранина были обнаружены в «говяжьих» фаршах, изготовленных сетями «Сезон», «Карусель», «О’Кей» и «Призма».
– Используемый нами метод определения видовой принадлежности тканей животных довольно точен, - говорит заместитель начальника лаборатории «ПЕТЭКС» Валерий Тимофеев. - Разговоры о том, что говяжий фарш просто лежал рядом со свиным и постороннее ДНК в него «ветром надуло», несостоятельны. Многие производители пытаются нас убедить, что мы ошиблись, что в фарш случайно попало мизерное количество мяса другого вида. Например, в мясорубке сначала делали куру, затем свинину, потом говядину, и вот поэтому в фарше определяется кура. Но эти аргументы не выдерживают критики. Если изготовитель на производственной линии меняет одно сырье на другое, он обязан провести санитарно-гигиенические мероприятия: вымыть оборудование. И тогда ДНК курицы не будет обнаружена в говяжьем фарше. Также необоснованы возражения производителей о неточности используемого метода определения ДНК. Метод утвержден Росстандартом. Да и та же баранина обнаружена далеко не во всех образцах, которые мы проверяли, – следовательно, метод работает.
Образцы фарша говяжьего, приобретенные в торговых сетях «Призма» и «Карусель», кроме наличия не указанного на этикетке постороннего мясного сырья, не соответствовали информации для потребителя по пищевой ценности. В частности, массовая доля жира в обоих образцах была занижена в два раза: 8,6 г вместо 16,6 г у «Призмы» и 9,8 г вместо 18 г у «Карусели».
Материалы экспертизы «Общественный контроль» направил в петербургское управление Роспотребнадзора для принятия мер.
Без замечаний проверку прошли только два образца - фарш «Говяжий» от гипермаркета «Лента» и фарш «Домашний» торговой марки «Новгородский бекон» (Великий Новгород).
© ДокторПитер