Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Роскачество: Петербургский кефир — на последнем месте

Эксперты Роскачества подвели итоги еще одного исследования кефира из нескольких российских регионов. На этот раз они проверили качество продукта 11 новых торговых марок, одна из них - петербургская.

18 апреля 2019Обсудить
Роскачество: Петербургский кефир — на последнем месте
Источник:
Светлана Холявчук/Интерпресс

Кисломолочный продукт проверяли по 35 параметрам качества и безопасности, среди них - микробиологические показатели (наличие тяжелых металлов, бактерий группы кишечной палочки, пестицидов, токсинов плесневых грибов, сальмонеллы, бактерий золотистого стафилококка, а также антибиотиков), количество белка, качество молока и закваски.
Опасных количеств радионуклидов, хлорорганических пестицидов исследователи в кефире не нашли. Содержание тяжелых металлов - в пределах допустимого уровня. К микробиологическим показателям у экспертов вопросов тоже не было: в исследованном кефире нет ядовитого токсина плесневых грибов (афлатоксина М1), бактерий золотистого стафилококка и патогенных микроорганизмов, в том числе сальмонеллы.
Производителей кефира 11 торговых марок проверяли и на предмет попыток удешевления продукции - выясняли разбавляют ли они молочный жир растительным.
– Кефир, в котором обнаружены растительные жиры, нельзя назвать даже кефирным продуктом, – поясняет заведующая лабораторией технохимического контроля ВНИМИ, кандидат технических наук Елена Юрова. – По законодательству, ни при производстве кефира, ни при производстве кефирного продукта нельзя менять состав молока. Кефир от кефирного продукта отличается только применяемой закваской. Поэтому наличие растительных жиров говорит о его фальсификации. В 2019 году фальсифицированного кефира не обнаружили. А по общим итогам двух проверок, четыре нарушения среди 47 исследованных торговых марок говорят все-таки о единичных случаях фальсификации, нежели о тенденции (менее 10%).
Что касается снижения жирности, то в исследовании кефира, проведенного в 2018 году, несоответствия фактической и заявленной в маркировке жирности не было выявлено, а в 2019 году эксперты столкнулись только с одним случаем: в петербургском кефире «Пискарёвский» при заявленных 2,5% жирность на самом деле составила 2,2%.

Об экспертной оценке качества молока, из которого изготавливался кефир, и качества закваски, рассказала Елена Юрова:
– Особенность кефирной закваски в том, что содержание дрожжей и молочнокислых бактерий в ней составляет определенную пропорцию. И если количество одних уменьшается, а других – увеличивается, меняются свойства продукта и сам продукт. Поэтому на протяжении всего срока годности эта пропорция должна сохраняться. В свою очередь, некоторые производители выпускают продукт с хорошим количеством дрожжей, но не гарантируют, что оно сохранится к концу срока годности. И если купить такой кефир в конце его срока годности, закваска будет уже не кефирной. Это неопасно. Но плохо, когда покупатель идет за кефиром, а покупает, сам того не зная, какой-то другой продукт.
К концу срока годности дрожжей оказалось меньше, нежели положено по Техническому регламенту Таможенного союза, в исследованном в 2019 году кефире под торговыми марками «Белое облако» и «Волжские просторы».
Если в исследовании 2018 года у экспертов не возникло вопросов по органолептическим показателям (консистенция, внешний вид, запах и вкусовые показатели), к кефиру двух торговых марок, проверенных в 2019 году, замечания были. Эксперты заметили желтоватый оттенок, тогда как кефир должен быть равномерно белым, у товаров «Белое облако» и «Из Вологды». Также у кефира «Белое облако» был легкий «травянистый» привкус и слабая мучнистость во вкусе.
В 2018 году не было и нарушений по показателю кислотности, а в 2019 году эксперты нашли три нарушения: пониженная кислотность была обнаружена в кефире «Амка», «Из Вологды» и «Пискарёвский». Нередко производители сознательно уменьшают кислотность своего продукта, чтобы в ходе его хранения из-за активной жизнедеятельности молочнокислых организмов не раздувалась упаковка. Ведь вздутый пакет кефира никто не купит, хотя он может быть вовсе не испорченным, а просто с высокой кислотностью. Но, к сожалению, обычный покупатель это не определит.

Кстати, чтобы кефир был действительно полезным, в нем должно быть определенное количество молочнокислых организмов. Их недостаток «Роскачество» выявило в кефире одной торговой марки, исследованной в 2019 году, – «Белое облако».
Еще один волнующий потребителей - «молочный» вопрос: антибиотики, которые могут находиться практически во всех продуктах животного происхождения, в том числе  молочных. Цель использования антибиотиков – благая: лечение коров. Однако из организма животного антибиотики могут перекочевать в молоко. Ситуация с кефиром отнюдь не страшная, но антибиотики не обошли стороной и его. Так, следовые количества антибиотиков тетрациклиновой группы обнаружены в товарах девяти торговых марок, группы пенициллинов – в кефире одной торговой марки. Но все эти количества не превышают норм, установленных законом.
Формально производители этих товаров не будут считаться нарушителями – количество антибиотиков в образцах этих брендов не превышает установленного техническим регламентом. Однако такой кефир не соответствует повышенным требованиям Роскачества и не сможет претендовать на российский Знак качества.
По результатам исследования одиннадцати торговых марок, эксперты «Роскачества» назвали бренды «Молочная благодать», «Ярмолпрод» и «Свитлогорье» высококачественной продукцией, соответствующей не только обязательным требованиям законодательства, но и повышенным требованиям стандарта Роскачества. Эти торговые марки представляют Свердловскую область, Ярославскую область и Республику Чувашию соответственно. Далее следуют торговые марки «Бежин луг» и «Веселый молочник» (4,89 балла), «Дмитрогорский продукт» (4,82 балла), «Амка», «Белое облако», «Волжские просторы», «Из Вологоды» (у всех торговых марок — по 4 балла). На последнем месте располагается торговая марка «Пискаревский» с итоговым баллом 2,5.

© ДокторПитер