Слово — мощный инструмент, влияющий на формирование личности ребенка, уверена практикующий психолог, эксперт по возрастной психологии Марина Роднова. То, что говорят взрослые, может «программировать» детей — закладывать определенные убеждения, модели поведения и даже влиять на самооценку и жизненный путь.

Практикующий психолог, эксперт по возрастной психологии
Обратите внимание
Например, когда родители постоянно произносят «Ты очень умный, у тебя все получится!», они формируют у ребенка веру в свои силы и способности. С таким настроем он будет более настойчивым в учебе и преодолении трудностей, не будет бояться ошибок и начнет видеть в них возможности для роста.
Если же ребенок часто слышит фразы в духе «Вечно ты все ломаешь!», это может привести к формированию глубокой неуверенности в себе, страху перед новыми задачами, низкой самооценке. Он становится пассивным, боится проявлять инициативу, чтобы избежать критики и сравнений, что может привести к снижению мотивации.
И это только один пример.
Восемь фраз, которые дети не должны слышать дома
«Как можно быть таким тупым/неуклюжим/тормозом?!»
Это прямой ярлык, который формирует у ребенка убеждение в его неполноценности. Он начинает верить в то, что действительно является глупым или неуклюжим. Такая фраза убивает инициативу и желание учиться.
«Если бы ты думал о моем здоровье, ты бы так не делал!»
Манипуляция страхом за жизнь. У ребенка появляется вина, что все, что он делает, приводит к болезням родителей. Формируется страх за их возможную смерть из-за него.
«Ты меня совсем не любишь! /Вот теперь я тебя люблю»
Манипуляция любовью. Ребенок усваивает, что любовь нужно заслужить или что она дается только при выполнении определенных условий. Это искажает его понимание безусловной любви и может привести к чувству вины за свои поступки.
«Все дети как дети, а ты…» (сравнение с другими не в пользу ребенка) / Петя такой молодец, а ты… / Катя такая послушная девочка, а ты…»
Сравнение — это всегда удар по самооценке. Ребенок чувствует себя нелюбимым, не таким, как все, и начинает испытывать зависть или враждебность к тем, с кем его сравнивают. Это также учит его самому сравнивать себя с другими, что ведет к постоянному стрессу. Более здоровая позиция — сравнивать себя с собой же в прошлом, однако ни в коем случае нельзя сравнивать двух разных людей, их действия, их результаты.
«Мало ли, что ты хочешь! Перехочешь»
Игнорирование чувств и желаний ребенка. Он учится подавлять свои эмоции, не доверять им, считает, что его мнение не важно. В будущем это может привести к трудностям в выражении своих потребностей и установлению личных границ.
Психологи часто начинают работать именно с восстановления чувствительности своего тела и понимания его сигналов. Абсолютное большинство людей в настоящее время не ощущают своего тела. Это связано с такими ситуациями, когда родители способствуют тому, что дети привыкают терпеть и игнорировать потребности своего тела.
«Если ты еще раз так сделаешь, поедешь жить к бабушке / тебя отвезут в детдом / за тобой приедет полиция!»
Угроза отвержением. Это страшная угроза для ребенка, формирующая глубокий страх потери и заброшенности. Он может стать чрезмерно послушным из страха, но внутри будет испытывать сильную тревогу и неуверенность в своей безопасности.
«Прекрати реветь немедленно! / Ты же не девчонка! / Капризничать нехорошо»
Запрет на выражение эмоций. Ребенок учится подавлять свои чувства, считать их неправильными или слабыми, игнорировать свои потребности. Это мешает ему развивать эмоциональный интеллект и справляться со стрессом, что может привести к психосоматическим заболеваниям и депрессии.
«При таком отношении к учебе у тебя ничего не получится! / Будешь дворы мести!»
Разрушительная установка на будущее. Ребенок начинает верить в свою неспособность и отсутствие перспектив. Это убивает мотивацию, мечты и стремление к развитию.
Используя подобные фразы в повседневной жизни, родители, сами того не замечая, программируют ребенка на психологические проблемы в будущем. Взрослый человек, выросший на таких установках, может страдать от тревожности, депрессии, сложностей с построением отношений, низкой стрессоустойчивости. У него могут возникнуть проблемы с самооценкой и уверенностью в себе, отношением к миру и людям, эмоциональной регуляцией, идентичностью и самоопределением.
Есть и полезные слова
В противовес опасным фразам эксперт приводит золотые правила общения, которые делают коммуникацию с детьми гармоничной, созидательной и экологичной. Что важно учитывать родителям при выстраивании диалога с ребенком?
Внимательно выслушивать, не перебивая и не обесценивая чувства. При этом важно во время общения присесть и находиться с ребенком на одном уровне: не возвышаться, что демонстрирует превосходство взрослого, но и не быть ниже, когда родитель выглядит незначительным и не воспринимается всерьез.
Проявлять эмпатию, то есть стараться понять и принять чувства, даже если они кажутся неважными и незначительными.
Избегать ярлыков и оценок личности, не важно каких — негативных или положительных.
Фокусироваться на поведении и комментировать конкретные поступки, а не личность. При этом подчеркивать, что вы любите ребенка в любом случае.
Говорить о своих чувствах и потребностях, используя «я», а не «ты». Если постоянно «тыкать», это будет звучать как обвинение.
Уважать личное пространство, мнение и выбор в разумных пределах и в рамках возраста.
Регулярно выражать свою поддержку, веру в способности и любовь.
Быть терпеливым к ошибкам и собственному темпу развития ребенка.
Использовать конструктивную критику, предлагая пути решения.
Признавать старания, то есть отмечать и хвалить не только результат, но и приложенные усилия.
Быть последовательным в своих требованиях и обещаниях, а также в запретах и разрешениях.
Помните, каждое слово, сказанное вами ребенку, оставляет след. Поэтому так важно стремиться к тому, чтобы эти следы были фундаментом для формирования счастливой и уверенной в себе личности.