Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Психолог Роднова назвала 8 фраз взрослых, которые ребенок не должен слышать дома

Родителям кажется, что все сказанное ими направлено на воспитание и работает во благо. Но стоит думать, что вы говорите: неверным словом можно разрушить психику ребенка.

21 сентября 202527
Психолог Роднова назвала 8 фраз взрослых, которые ребенок не должен слышать дома | Источник: iStockphoto/Dima Berlin
Источник:

iStockphoto/Dima Berlin

Слово — мощный инструмент, влияющий на формирование личности ребенка, уверена практикующий психолог, эксперт по возрастной психологии Марина Роднова. То, что говорят взрослые, может «программировать» детей — закладывать определенные убеждения, модели поведения и даже влиять на самооценку и жизненный путь.

Марина Роднова
Психология

Практикующий психолог, эксперт по возрастной психологии

Обратите внимание

Например, когда родители постоянно произносят «Ты очень умный, у тебя все получится!», они формируют у ребенка веру в свои силы и способности. С таким настроем он будет более настойчивым в учебе и преодолении трудностей, не будет бояться ошибок и начнет видеть в них возможности для роста.

Если же ребенок часто слышит фразы в духе «Вечно ты все ломаешь!», это может привести к формированию глубокой неуверенности в себе, страху перед новыми задачами, низкой самооценке. Он становится пассивным, боится проявлять инициативу, чтобы избежать критики и сравнений, что может привести к снижению мотивации.

И это только один пример.

Восемь фраз, которые дети не должны слышать дома

«Как можно быть таким тупым/неуклюжим/тормозом?!»

Это прямой ярлык, который формирует у ребенка убеждение в его неполноценности. Он начинает верить в то, что действительно является глупым или неуклюжим. Такая фраза убивает инициативу и желание учиться.

«Если бы ты думал о моем здоровье, ты бы так не делал!»

Манипуляция страхом за жизнь. У ребенка появляется вина, что все, что он делает, приводит к болезням родителей. Формируется страх за их возможную смерть из-за него.

«Ты меня совсем не любишь! /Вот теперь я тебя люблю»

Манипуляция любовью. Ребенок усваивает, что любовь нужно заслужить или что она дается только при выполнении определенных условий. Это искажает его понимание безусловной любви и может привести к чувству вины за свои поступки.

«Все дети как дети, а ты…» (сравнение с другими не в пользу ребенка) / Петя такой молодец, а ты… / Катя такая послушная девочка, а ты…»

Сравнение — это всегда удар по самооценке. Ребенок чувствует себя нелюбимым, не таким, как все, и начинает испытывать зависть или враждебность к тем, с кем его сравнивают. Это также учит его самому сравнивать себя с другими, что ведет к постоянному стрессу. Более здоровая позиция — сравнивать себя с собой же в прошлом, однако ни в коем случае нельзя сравнивать двух разных людей, их действия, их результаты.

«Мало ли, что ты хочешь! Перехочешь»

Игнорирование чувств и желаний ребенка. Он учится подавлять свои эмоции, не доверять им, считает, что его мнение не важно. В будущем это может привести к трудностям в выражении своих потребностей и установлению личных границ.

Психологи часто начинают работать именно с восстановления чувствительности своего тела и понимания его сигналов. Абсолютное большинство людей в настоящее время не ощущают своего тела. Это связано с такими ситуациями, когда родители способствуют тому, что дети привыкают терпеть и игнорировать потребности своего тела.

«Если ты еще раз так сделаешь, поедешь жить к бабушке / тебя отвезут в детдом / за тобой приедет полиция!»

Угроза отвержением. Это страшная угроза для ребенка, формирующая глубокий страх потери и заброшенности. Он может стать чрезмерно послушным из страха, но внутри будет испытывать сильную тревогу и неуверенность в своей безопасности.

«Прекрати реветь немедленно! / Ты же не девчонка! / Капризничать нехорошо»

Запрет на выражение эмоций. Ребенок учится подавлять свои чувства, считать их неправильными или слабыми, игнорировать свои потребности. Это мешает ему развивать эмоциональный интеллект и справляться со стрессом, что может привести к психосоматическим заболеваниям и депрессии.

«При таком отношении к учебе у тебя ничего не получится! / Будешь дворы мести!»

Разрушительная установка на будущее. Ребенок начинает верить в свою неспособность и отсутствие перспектив. Это убивает мотивацию, мечты и стремление к развитию.

Используя подобные фразы в повседневной жизни, родители, сами того не замечая, программируют ребенка на психологические проблемы в будущем. Взрослый человек, выросший на таких установках, может страдать от тревожности, депрессии, сложностей с построением отношений, низкой стрессоустойчивости. У него могут возникнуть проблемы с самооценкой и уверенностью в себе, отношением к миру и людям, эмоциональной регуляцией, идентичностью и самоопределением.

Есть и полезные слова

В противовес опасным фразам эксперт приводит золотые правила общения, которые делают коммуникацию с детьми гармоничной, созидательной и экологичной. Что важно учитывать родителям при выстраивании диалога с ребенком?

  • Внимательно выслушивать, не перебивая и не обесценивая чувства. При этом важно во время общения присесть и находиться с ребенком на одном уровне: не возвышаться, что демонстрирует превосходство взрослого, но и не быть ниже, когда родитель выглядит незначительным и не воспринимается всерьез.

  • Проявлять эмпатию, то есть стараться понять и принять чувства, даже если они кажутся неважными и незначительными.

  • Избегать ярлыков и оценок личности, не важно каких — негативных или положительных.

  • Фокусироваться на поведении и комментировать конкретные поступки, а не личность. При этом подчеркивать, что вы любите ребенка в любом случае.

  • Говорить о своих чувствах и потребностях, используя «я», а не «ты». Если постоянно «тыкать», это будет звучать как обвинение.

  • Уважать личное пространство, мнение и выбор в разумных пределах и в рамках возраста.

  • Регулярно выражать свою поддержку, веру в способности и любовь.

  • Быть терпеливым к ошибкам и собственному темпу развития ребенка.

  • Использовать конструктивную критику, предлагая пути решения.

  • Признавать старания, то есть отмечать и хвалить не только результат, но и приложенные усилия.

  • Быть последовательным в своих требованиях и обещаниях, а также в запретах и разрешениях.

Помните, каждое слово, сказанное вами ребенку, оставляет след. Поэтому так важно стремиться к тому, чтобы эти следы были фундаментом для формирования счастливой и уверенной в себе личности.

Комментарии27
под именем
  • Гость
    05:47 28.09.25
    Мне мама вообще ничего не говорила. Воспитывалась её примером. Она так уставала на работе,что ей,как и многим советским родителям,было не до нотаций. Я росла очень самостоятельной,училась хорошо,убирала квартиру,покупала продукты,готовила и ждала маму после работы.,потом мы гуляли,болтали о том о сем . Очень ценила время с ней проведенное,его не хватало,она уходила рано,приходила к 19 часам.Наверное,поэтому у меня вызывает раздражения любые нотации,речи говорящих голов. Словоблудие обычное.По делам познается человек. У детей нужно прививать любовь к труду,начиная с обязанностей в семье-разделение труда. Праздность -разрушает личность.
  • Гость
    03:04 28.09.25
    Просто было на бумаге, но наткнулись на овраги. Нет таких идеальных родителей и детей без травм. Как физические, так и психические травмы заставляют работать иммунитет. Все вмеру, конечно.
  • Гость
    12:23 26.09.25
    Правила,, бумеранга,, срабатывает в зрелом возрасте,, у пожилых, если ребенку, говорили, нельзя
  • Гость
    04:48 24.09.25
    Любите своих детей! Помогайте им, не надо давать подзатыльники и ремня! Просто объяснять надо с любовью, своим примером, быть ребенку другом и уметь слышать его! Психолог 200 процентов все написала правильно! Зачем тогда рожать....сюсюкать тоже не надо, а просто подход к ребенку как взрослому и равному, уважение и доверие!
  • Гость
    13:29 23.09.25
    Глубоко убеждена,что каждый по итогу воспитывает себя сам,иначе как травмированные достигают успеха,заласканные становятся жестокими,наркоманят?Советы хороши в теории,на практике не все работает,наверное рождение в 90х последние кто с травмами и да со стрессами,но умеют работать,помогать,любить,а сейчас все какие?хотят все ,а в замену ничего ,просто я ж такой замечательный и ао всем легко конечно обвинить родителей во всех своих неудачах.
  • Гость
    05:00 23.09.25
    Дети з
  • Гость
    19:03 22.09.25
    И тем не менее, профессора Ремень и доцента Подзатыльник никто не отменял. Конечно же, всё в меру и по делу. И будут в вас дети умные, рачительные, заботящиеся о родителях, о своей 7е, а общем, вполне порядочным челом. Эгоистами не вырастают, как правило, при условии нормальной генетики
  • Гость
    08:24 22.09.25
    Часть из тог что не надо говорить детям я слышала каждый день и стала успешной. Прихожу на могилу и спасибо. Вы меня научили сражаться. И наоборот ты лучший и самый самый ведёт к ожиданию успеха а не к борьбе за него.
  • Гость
    07:16 22.09.25
    Все это говорили, орали в детстве и даже хуже. Пороли, вышвыривали из квартиры на лестницу. Что я навязалась на их головы и тд и тп. Ничего, выросла. Ну это конечно ужас был, советское детство.
  • Гость
    06:05 22.09.25
    Советы очень полезные. Я их применяю постоянно. Но результат очень скромный: вдохновляешь сына, проявляешь внимание, такттчность, а он бесцеремонно ленится и дальше, не хочет учиться, помогать дома, даже за собой, извините за подробеость, ершиком в туалете отказывается пользоваться. Зачем? И так сойдет И никакие убеждения и просьбы нп помогают. То забыл, то лень, то мама слишком придирчивая Дисциплины ноль, растет увалень, трутень, и выоастет такой же. Ждать, пока "само рассосется" бесполезно