«Ежами» были Фрейд, Дарвин, Маркс, Эйнштейн, Адам Смит. Они концентрировались на одной большой цели или идее, которая и определяла их выборы, действия и саму жизнь. Если найти такую для себя, определить ее как компас, ведущий к цели через препятствия, то можно найти призвание, изменить сферу деятельности, развить бизнес — одним словом, добиться большого успеха.
«Принцип ежа» формулируется через понимание деятельности, которую вы можете выполнять лучше всех, получая от этого удовольствие и деньги. Кстати, «стратегией ежа» пользуются все крупные компании, являющиеся лидерами рынка, — те, кто выбирал одну идею и систематически шел к ней. Подробнее о том, как работает «принцип ежа», объясняют психологи.
Психолог, преподаватель международного онлайн-института психологии Smart
Как психолог и коуч я часто работаю с клиентами, стремящимися к успеху, но испытывающими трудности в определении своего призвания. Ко мне приходят с запросами прокрастинации, профессионального и личностного кризиса, невозможности сделать шаг в направлении своей цели.
Привыкнув быть отличником в школе и институте, бежать за оценками окружения, мои клиенты забывают, что им на самом деле нравится и что у них получается легко. Мы все привыкли дотягивать слабые стороны, забыв, что сильные стороны — это наша опора, трамплин и путь к успеху.
«Концепция ежа» помогает понять, что лучшее и самое важное нужно делать. Благодаря этой концепции мы собираем в единое целое все то, что так долго было на периферии.
Важно ответить на три вопроса
Если посмотреть подробнее, то секрет «стратегии ежа» прост: нужно просто ответить на три вопроса и обвести их в три круга:
Что вы можете делать лучше всех?
За что вам платят деньги?
Что вам нравится делать больше всего?
Выписав эти ответы, вы можете заметить, что какой-то пункт оказывается на пересечении всех трех кругов. Заметив это, сформулируйте этот пункт в виде простой фразы. Сделайте эту фразу своим жизненным выбором. Этот выбор и будет той самой «концепцией ежа», которая приведет вас к успеху.
Психолог
«Принцип (или концепция) ежа» вдохновлен древней притчей: «Лиса знает много разных вещей, а еж — одну, но важную». Лисы используют множество подходов, но из-за их разнообразия теряют цель, в то время как еж фокусируется на одной стратегии, приводящей к успеху.
Примеры из практики
Apple сосредоточилась на создании инновационных продуктов с уникальным пользовательским опытом, таких как iPhone и MacBook. Их успех объясняется тем, что компания нашла свою нишу и придерживалась ее, вместо того чтобы распыляться на множество направлений.
Человек, стремящийся построить карьеру, может выбрать одно направление, где у него сильные стороны и интерес — например, программирование. Он сосредоточивается на этой области, становясь экспертом и достигая наибольшего успеха.
«Почему выгодно использовать „концепцию ежа“? Она помогает компаниям и людям найти свою уникальную нишу и сосредоточиться на том, что они делают лучше всего, что их по-настоящему увлекает и приносит доход. Она помогает избежать рассеивания усилий на задачи, не ведущие к главной цели», — резюмирует психолог.