Если вы хотите строить свою жизнь и отношения, опираясь на реальные, а не на навязанные ценности, и реализовать заложенный в вас потенциал, стоит задуматься о том, насколько реалистично, по-взрослому, вы оцениваете себя и людей вокруг.
Психологи Мюриэл Джеймс и Дороти Джонгвард в своей новой книге «Рожденные побеждать», которая
В книге экспертов есть много упражнений, чек-листов, гештальт-экспериментов, которые помогут изменить ограничивающие родительские установки, поддержать творческое начало, занять взрослую позицию по отношению к своей жизни, осознать и использовать ресурсы и возможности, которые у вас есть.
Метод двух стульев
«Разновидностей ролевой игры множество, но именно Перлзу принадлежит уникальный метод работы со стульями. Он использует „горячий“ стул — туда садится пациент, которому предстоит „работать“, — и пустой, стоящий лицом к пациенту. На него пациент проецирует свои многочисленные „я“.
Другой необходимый реквизит — коробка салфеток, чтобы сморкаться и вытирать слезы.
Перлз рассказывает, как применил метод горячего стула к учительнице, которая описывала себя как человека доброжелательного и готового прийти на помощь, но не понимала, почему никто не хочет с ней дружить. Она отрицала негативные эмоции, но часто повторяла: «Ты еще пожалеешь» и «Мне жаль таких, как ты». Окружающие воспринимали это как угрозу и проявление враждебности.
Когда пациентка начала отыгрывать свои части, ее дружелюбное «я» село на горячий стул, а сердитое — на пустой. Меняя роли, она меняла стулья. Разыгрался такой диалог.
Горячий стул. Не понимаю, зачем я здесь. Я всегда веду себя дружелюбно и всем помогаю. Пустой стул. Нет, ты прекрасно знаешь, зачем ты здесь. У тебя нет друзей.
Горячий стул. Не понимаю. Я всегда стараюсь помочь окружающим.
Пустой стул. В этом-то и проблема. Вечно ты пытаешься всем услужить. И потом все чувствуют себя тебе обязанными…
«Не думала, что умею так сердиться…»
Скоро учительница повысила голос, он стал визгливым и истеричным. Сидя на горячем стуле, она принялась возражать, что вовсе не пытается всем услужить. Потом, поразившись собственной агрессии, изумленно добавила: «Не думала, что умею так сердиться».
Окружающие часто сталкивались с этой частью ее личности, но сама она впервые призналась себе, что может быть и агрессивной, и услужливой. Это были две ее полярные стороны. Порой люди замечают лишь один свой полюс, как эта учительница. Иногда видят обе противоположности и говорят: «То я счастлив и на седьмом небе, то утопаю в депрессии», «Я или зол и агрессивен, или напуган и во всем сомневаюсь».
Человек, чья личность фрагментирована и состоит из противоположностей, мыслит в категориях «или/или». Люди в его представлении делятся на тиранов и беспомощных, высокомерных и никчемных, добродетельных и порочных. Во власти полярных сил человек обрекает себя на внутреннюю борьбу и заходит в тупик.
Метод ролевой игры Перлза позволяет столкнуть противоборствующие силы и заставить их выяснить отношения, простить друг друга, найти компромисс или хотя бы познакомиться друг с другом.
Стань собой в детстве, матерью или начальником
С помощью техники двух стульев можно начать осознавать свои отдельные части, вступив с ними в диалог и разыгрывая разные роли; при этом каждый раз можно пересаживаться с горячего стула на пустой. Можно играть роль себя, себя в детстве, матери, отца, супруга или руководителя. Либо представлять себя физическим симптомом: язвой, мигренью, болью в спине, потными ладонями, учащенно бьющимся сердцем. Или усадить на горячий стул даже предметы из сна — мебель, животное…
Такая ролевая игра может прояснить отношения людей. Для этого необходимо представить на стуле напротив другого человека, заговорить с ним и высказать все, что на уме, потом стать другим человеком и ответить. В процессе всплывают все невысказанные обиды и чувства; появляется возможность осознать их и переработать. Можно также проигрывать фрагменты снов: это развивает осознанность. Перлз называл сны «царской дорогой к интеграции». …Различные фрагменты сна представляют части нашей личности. Поскольку наша цель — обрести целостность, объединить фрагменты, не допуская противоречий, необходимо объединить фрагменты сна. Нужно присвоить эти проекции, фрагментированные части личности и скрытый потенциал, проявляющийся в снах.
Иными словами, сон неотделим от спящего. Вымышленные люди и предметы отображают тот или иной аспект спящего. Проигрывая роли людей, предметов и даже целого сюжетного отрывка из сна, можно выявить его экзистенциальный смысл, не анализируя, а проживая видение.
Проснись во сне
Например, одному человеку приходил повторяющийся сон, в котором всегда присутствовал письменный стол. Когда его попросили представить себя в виде этого предмета, он пробормотал: «Что за чушь, я же не стол». Но при поддержке психотерапевта преодолел страх сцены и начал играть роль: «Я большой стол. На мне куча чужого. Люди наваливают на меня свои вещи, садятся за меня и пишут, тычут в меня своими ручками. Они меня используют, а я не могу даже пошевелиться».
Позже он добавил: «Все верно, это я! Как стол, я всем разрешаю себя использовать, а сам просто сижу и ничего не делаю!» В гештальт-терапии у пациентов случаются эмоциональные и интеллектуальные прозрения, но суть метода — в поднятии эмоционального пласта. Осознание эмоций наступает, когда человек произносит или думает: так вот в чем дело! Вот как описывает это переживание Перлз: «Что-то словно щелкает и встает на свое место; всякий раз, когда закрывается гештальт, раздается щелчок и человек испытывает шок узнавания». Интеллектуальное осознание случается, когда встают на место недостающие части головоломки…»