«Есть люди, которые постоянное выбирают серое, чтобы не выделяться. Не надо серить свою жизнь!» — как-то раз сказал знаменитый клоун, человек-праздник Вячеслав Полунин.
Но мир все больше захватывает серо-бежевая эстетика: в моде приглушенные, пастельные, неяркие цвета.
Так, институт Pantone назвал цветом 2025 года мокко-мусс — воздушно-муссовый околокоричневый цвет, который сравнивают с шоколадным, но критикуют за то, что «он сильно похож на что-то совсем другое…» (например, на то, что преобладает в пейзажах многих российских городов в межсезонье).
К слову, в прошлом году цветом-фаворитом был персиковый. Похоже, этот тренд на нейтральность будет в моде еще долго.
Почему же нас так тянет к земным оттенкам, печальному серому и скучному бежевому? Поговорили об этом с психологом Таисией Потевской.
Психолог, преподаватель международного института Smart
Серая эстетика как анестезия
«Если говорить о серо-бежевой палитре, то, как правило, серый цвет выступает основным фоном для других оттенков, не обладая никаким эффектом, — говорит психолог Таисия Потевская. — Если смешать два противоположных цвета (черный и белый), то это даст нейтральные чувства».
Серые тона довольно часто не замечаются многими людьми, потому что они ассоциируются с рутиной. При этом психология серого цвета — спокойствие, скромность, долговечность, грусть, чувство достоинства.
«Он дает ощущение безопасности, строгость, рациональность, степенность и твердость. Этот оттенок несет в себе постоянство, дружелюбие, рациональность и реализм. Но если серым цветам постоянно отдается предпочтение, то это может говорить о нервозности человека и нервной истощенности», — отмечает эксперт.
Бежевый для заземления
Бежевый цвет в контексте психологии цвета выбирают те, кто уважает семейные традиции и ценит близких. Преобладание коричневой гаммы в одежде может говорить об устойчивости и надежности.
«Негативная сторона данного тона — это сопоставление с чувством разочарования и сомнениями. Формально это не цвет, а оттенок, который можно получить только смешением синего, желтого и красного. Это один из главных природных оттенков, ассоциирующийся с плодородием, стабильностью, естественностью», — говорит Таисия Потевская.
По мнению психолога, особенность магии бежевого может быть в том, что в современном динамичном, бушующем, постоянно меняющемся мире людям хочется окружить себя природными оттенками, дающими ощущение стабильности и спокойствия, другими словами — заземлиться.
Воздействие цвета на психику
О психологии цвета люди знали с древности. В трудах Авиценны есть упоминание о том, как различные оттенки влияют на здоровье человека. Наука развивалась, и впоследствии появилась цветотерапия, с помощью которой боролись с упадком сил, депрессией и нервными расстройствами. Цвет способен менять настроение, эмоциональный настрой, бодрить или угнетать.
У большинства людей есть ассоциативные характеристики цветов. Например, выражение «продающий красный» автоматически формирует образ чего-то экспрессивного, динамичного, современного. А если слышим про экологичность продукта, то представляем «чистое» зеленое оформление.
Цвета могут очень воздействовать на психическое и интеллектуальное состояние человека. Цвет способен вселить чувство спокойствия. Неслучайно, к примеру, стены в медицинских учреждениях и костюмы врачей часто бывают светло-зеленого успокаивающего цвета, что действует на психику расслабляюще. И наоборот, цвет может отталкивать, приносить чувство тревоги или возбуждать.
Факты о цвете
Швейцарский исследователь Макс Люшер создал тест, с помощью которого определял эмоциональное состояние человека на текущий момент, используя цвета. По мнению Люшера, те цвета, которые человек выбирает, позволяют делать выводы о его психологическом состоянии.
При этом в разных регионах восприятие одного и того же цвета может различаться, зависеть от культурных и исторических особенностей. Например, на Западе белый ассоциируется с чистотой, торжеством, а в Индии он символизирует траур. Это связано с локальным культурным контекстом, разными религиозными традициями.