Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Что делать, если вы столкнулись с врачебной ошибкой

27 января этого года врач детской городской больницы № 1 Валерий Малых признал свою вину, ему предъявлено обвинение по части 2 статьи 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей). Почти год назад, весной 2013 года, в этой больнице годовалый ребенок – Леонид Румянцев – после вмешательства врача оказался в коме. В ней ребенок находится до сих пор.

6 февраля 2014514
Что делать, если вы столкнулись с врачебной ошибкой | Источник: фото с sokal-rda.gov.ua
Источник:
фото с sokal-rda.gov.ua

Ожог

Историю мы рассказываем со слов матери мальчика, так как врачи (не только 1-й детской больницы, но и, в принципе, все врачи, к которым мы обращались за комментариями: кто-то называет это цеховой солидарностью, кто-то – врачебной этикой) отказываются говорить что-либо, пока ведется следствие.

В середине апреля ребенка с 10% ожогом привезли в детскую городскую больницу № 1 – мальчик опрокинул на себя горячее молоко, обжег грудь и правое плечо. Врач анестезиолог-реаниматолог Валерий Малых сделал ему катетеризацию подключичной вены для проведения противошоковой терапии. На следующее утро ребенок впал в кому.

Катетеризация – обычная операция, особенно для врача со стажем (Валерий Малых работает врачом 35 лет). Единственная проблема – часто ее проводят почти вслепую, так как в больнице нет специальных детекторов, позволяющих врачу отследить прохождение иглы.

В данном случае врач промахнулся, и солевой раствор капал не в вену, а в плевральную полость, окружая легкие жидкостью. Валерий Малых записал в истории болезни, что катетер встал правильно, присутствовал обратный ток крови. В течение 12 часов ребенок получил около полулитра белка, утром в 6:35 у него остановилось сердце. Врачи реанимировали его 40 минут (а допустимо считается 30). Сердце забилось, но в мозге, вероятно, произошли необратимые изменения. С 16 апреля 2013 года мальчик находится в коме, в той же больнице.

Кома

О том, что их сын пережил клиническую смерть, родители узнали, только получив на руки историю болезни.

Из истории болезни также выяснилось, что катетер вводился дважды. Значит, решили родители, врач заметил свою ошибку в первый раз и переставил катетер – но снова неправильно.

Так как из-за ожоговых повязок врач не смог прослушать легкие, то, чтобы понять, все ли в порядке, он делал рентген. Но разбираться в снимке ему пришлось самостоятельно, так как в 15:00 рентгенолог больницы покинул рабочее место (а пациента привезли в 15:40). Около 19 часов врач переставил катетер и сделал повторный снимок. Того, что в плевральной полости скапливается жидкость, он не увидел. «На следующий день рентгенолог прокомментировал снимок, сделанный после повторного введения катетера: на нем видно, что в левой плевральной полости большое количество жидкости, – рассказывает мама ребенка Елена Румянцева.

У родителей после тщательного изучения истории болезни и консультации с другими врачами накопилось много других вопросов, на которые никто пока не ответил.

«Зачем вообще он ставил катетер? – спрашивает Елена Румянцева. – 10% ожог – это та граница, когда пациента либо оставляют в реанимации, либо отправляют в отделение. Нам сказали, что достаточно сделать перевязку, так как ожоги неглубокие. Его оставили в реанимации только потому, что он был очень маленький – год и месяц. Скорее всего, катетеризация была сделана по привычке, как общая процедура».

«В истории болезни отмечено, что у малыша было маленькое количество мочи – медсестра это заметила, – продолжает она. – Но от врача не последовало реакции.  В 6 утра медсестра не взяла кровь на анализ, как должна была. Если бы взяла, она бы заметила, что нет обратного оттока крови, что что-то не так. В итоге в 6:35 произошла остановка сердца. Но нам обо всем этом не рассказали».

Экспертизы

Чтобы понять, что на самом деле произошло с годовалым пациентом в ДГБ № 1, были проведены две экспертизы.

Как пытаются бороться с врачебными ошибками

Статистики по количеству врачебных ошибок в России не ведется. По данным организации «Лига защитников пациентов», ежегодно от врачебных ошибок в России умирают 50 тысяч человек.

Бороться с ошибками врачей пытаются и на законодательном уровне. Так, год назад в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий установить видеонаблюдение за врачами. По мнению инициаторов проекта, видеозаписи помогли бы доказать факт врачебной ошибки в суде, если бы такая возникла, и в целом повысили бы контроль над качеством медицинских услуг. Проект Думой не рассматривался.

В конце прошлого года комитет по здравоохранению Петербурга утвердил показатели и критерии оценки эффективности работы медицинских работников, согласно которым им будут начислять стимулирующие выплаты. За несвоевременное, некачественное оказание помощи врачей будут наказывать лишением этих выплат.

К 2015 году должен быть создан проект федерального закона, который предусматривает страхование от различных медицинских ошибок.

Первая – комитета по здравоохранению – пришла к выводу, что Валерий Малых не виноват в трагедии. Выводы этой экспертизы: «Частота осложнений пункции подключичной достаточно высока. По данным различных исследований, она колеблется от 2,7 до 11,2%, составляя в среднем 5%, при этом прогнозировать развитие осложнения у конкретного пациента практически невозможно, что подтверждает и данный случай... Можно предположить, что непосредственной причиной развития гидроторакса, синдрома внутригрудного напряжения  и клинической смерти явилось непроизвольное смещение катетера и выход его из просвета подключичной вены...»

Вторая экспертиза проводилась в ходе следствия. 15 июля 2013 года, после обращения Румянцевых в Следственное управление СК РФ, было заведено уголовное дело по части 2 статьи 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей). Состоялась судмедэкспертиза, которая  обнаружила прямую причинно-следственную связь между действиями врача и последствиями. Экспертизу проводило Санкт-Петербургское ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» за счет Следственного комитета в рамках уголовного дела.

Адвокат со стороны пострадавших А. Голованов рассказал, что Румянцевы обратились в суд с иском к ДГБ № 1 и комитету по здравоохранению о компенсации морального вреда, причиненного ребенку и матери.

Пока шло следствие, родители мальчика не сидели сложа руки: они написали письма президенту Путину и в Минздрав с требованием обеспечить сыну высокотехнологичное лечение, пригласить специалистов из других больниц, а также отстранить от работы врача и руководство больницы. Ответы состояли из констатации фактов: «обращение рассмотрено», «в настоящее время ведутся следственные мероприятия».

Родители признаются, что уже не питают иллюзий относительно состояния сына: «Я понимаю, что если до сих пор не появилось никаких реакций, то хорошего ждать не приходится. Но я настаиваю на том, что не было вовремя проведено никакого лечения и сейчас оно тоже не проводится. Более того – врач, допустивший ошибку, ни разу не подошел, чтобы поговорить, не извинился. Мне постоянно говорят, что случилось осложнение. А в первые месяцы мне грозились написать в органы опеки из-за того, что я за ребенком не слежу», – рассказывает Елена Румянцева.

Признание

«Город 812» пытался получить комментарий от сотрудников ДГБ № 1, на все вопросы был один ответ: «Мы не имеем права комментировать эту ситуацию».

Сам Валерий Малых говорить об этой истории отказался: «Все необходимые комментарии я давал в Следственном комитете, материалы есть у следователя, обращайтесь к нему».

По данным адвоката Румянцевых А. Голованова, врач и сейчас работает в больнице. Находясь под следствием, он в итоге признал свою вину и попросил об особом порядке. «Особый порядок – это некая сделка со следствием. При вынесении приговора учтет это обстоятельство и назначит 2/3 от срока, который был бы назначен, если бы сотрудничества не было».

Максимальное наказание –  срок по части 2 статьи 118 УК РФ – лишение свободы до 2-х лет. По мнению адвоката Голованова, с учетом того, что Валерий Малых ранее не судим, положительно характеризуется, а его преступление не умышленное и впервые совершенное, срок, скорее всего, будет условным. Кроме того, ему грозит отстранение от работы. «Если семья Румянцевых согласится на особый порядок, на первом же заседании будет вынесен приговор. Возможно также прекращение дела по примирению сторон, но пока никто даже не извинился», – говорит Голованов.

В дальнейшем дело будет слушаться в Красносельском районном суде. Дата заседания неизвестна.

«Пострадавшим обязательно надо инициировать экспертизу»

Андрей Балло, эксперт по медико-юридическим вопросам:

Виновность врача определяется в ходе судебно-медицинской экспертизы. Экспертиза устанавливает, что должен был сделать врач и чего не сделал. Если он сделал все, а произошедшее – стечение обстоятельств, то его вины нет.

Есть несколько вариантов организации экспертизы, но в каждом случае она проводится по инициативе пострадавших. Условия экспертизы зависят от типа медицинской помощи, которую вы получали. Если помощь оказывалась в рамках ОМС – экспертиза проводится бесплатно. Ее результаты можно использовать для обращения в следственные органы для возбуждения уголовного дела. Если помощь оказывалась в платной организации, тогда пострадавшие платят за нее сами – ее стоимость от 50 тысяч рублей.

Можно сразу обратиться в Следственный комитет для возбуждения уголовного дела. Тогда уже в рамках следствия проводится судебно-медицинское исследование.

В следственной экспертизе участвуют медики в составе: врачи той специальности, которой был врач, совершивший предполагаемую ошибку; два судмедэксперта (по специализации патологоанатомы), которые отвечают за связь между причиной и следствием. Это единственные врачи, которые могут сказать, являются ли последствия результатом врачебной ошибки или нет. Каждого врача предупреждают об уголовной ответственности, они подписывают бумаги, отдельно делают каждый свое заключение, затем собираются консилиумом и выносят общее заключение.

Экспертиза не учитывает, в каком состоянии был врач, сколько не спал, были ли другие врачи в больнице, какая у врача зарплата и так далее.

Практически все решения суда основаны на такой экспертизе.

Источник: Анастасия Дмитриева, «Город812»

Комментарии514
под именем
  • Гость
    02:19 22.02.14
    Мария, не сочтите за труд, наберите в поисковике "реальная зарплата медработника", к сожалению, ссылку с планшета прикрепить не удалось.
  • Гость
    00:56 22.02.14
    МАРИЯ,Вы ошибаетесь,я совсем не понял того,что "фраза не была дословной".Про " упали ниже плинтуса" понял,а вот про "забить на все и простить" нет. Зато после последнего Вашего комментария, в котором Вы так и не смогли назвать ни одного конкретного имени и привести в пример хотя бы один комментарий, я понял, что Вы совершаете ту же самую ошибку, что и большинство "сочувствующих". Вы вкладываете в чужие слова СВОИ мысли и сами же на них обижаетесь. "Следи за собой - будь осторожен."В. Цой (с)
  • Гость
    23:48 21.02.14
    Уважаемый xxx. Вы же кмн и грамотный доктор. Без личностей и персоналий, набрав в Google, что-то похожее на patient information booklet Вы найдете тонну похожих документов, вот например один из них: http://www.cuh.org.uk/cms/sites/default/files/publications/CF320_cvad.pdf Они могут различаться по форме и содержанию, но смысл одинаков- максимум информации для родных.
  • Гость
    22:59 21.02.14
    Уважаемый R.U., Вы лишний раз подтвердили, что правильная организация, причем не на уровне отдельного ЛПУ (хотя это тоже, крайне важно), а на уровне СИСТЕМЫ, позволяет работать совершенно на другом уровне. По опроснику - может быть можно, как нибудь, замазать данные клиники..... Простите, я настойчив:)
  • Гость
    22:33 21.02.14
    С моей зарплатой - не корректно, т.к. кандидат наук, высшая категория и т. д. Врач- терапевт, после 10 лет учебы, работая в стационаре, на ставку (21 пациент по палатам) - в районе 15 тыр. чистыми. И все! премий нет. Только сейчас, начинают разрабатывать эффективный контракт, по которому, если без "залетов", возможна "премия" 10-13 тыр. Высшая категория, стаж больше 20 лет - около 20 тыр., у хирургических специальностей больше на 2-3 тыр. Надеюсь не надо объяснять про ответственность и время потраченное на обучение и т.д.? Так, что, как бы вам не хотелось, сказать что система не причем, кажется, что система заставляет доктора работать на 2 ставки+подработка. Иначе есть не чего! Так, за ребенком не смотрели (почему? разберется следствие). А если опустится в объективную реальность, я думаю, потому, что ребенок изначально был "не тяжелым", в реанимацию попал по "парамедицинским" показаниям (не было мест в ожоговом отделении? родители настояли? так положено?). Ни у кого, в том числе у Малых (который тысячи подключичных катеторов поставил), даже мысли не возникло, что могут быть проблемы. Ребенка, ни кто и не наблюдал, наверняка, на утро был запланирован перевод в отделение. Произошла цепь трагических случайностей (причем, обычно, когда происходит, что то похожее, объяснить это можно только "звездами, которые так сошлись"). Если разбираться- задаешь вопрос доктору-почему ты принял такое решение-нет ответа, у второго дежурящего(оперирующего, консультирующего и т.д.), почему поступил так? - нет ответа. Причем, ты понимаешь, что 1 доктор и второй доктор и 3 - профессионалы с гигантским опытом и вроде по жизни не м....ки, ан нет, каждый на своем этапе НАКОСЯЧИЛ, что в итоге привело к трагедии. Чем это объяснить, я не знаю.
  • Гость
    22:31 21.02.14
    Ru: подскажите, пожалуйста, такая система работы в здравоохранении распространенна везде за рубежом, либо в какой-то определенной стране/штате? Спасибо.
  • Гость
    22:20 21.02.14
    Мария, ну что же Вы лукавите о размерах своей з/п?))) Хотите посеровноваться с медиками копеечными суммами? Не старайтесь, проиграете! Я сама являюсь банковским работником и прекрасно знаю сколько получают простые клерки и начальство, а также сколько времени Вы проводите на работе) мой муж - врач реаниматолог, и, как глава семьи, он не может себе позволить получать меньше, чем я (такой уж у него характер). Поэтому ему приходится работать на 3!!! работах, появляясь дома суток 5-7 в месяц.... он имеет 2 трудовые книжки, чтобы позволить себе работать на 3 ставки (в ТК РФ это немыслимо), но я уверена, что так работают миллионы отечественных врачей. И, поверьте, мы деньги не лопатой гребем, но на жизнь нам хватает, благодаря самопожертвованиям моего мужа! Всем докторам низкий поклон и богатырского здоровья! Родителям мальчика терпения и удачи!!!
  • Гость
    22:14 21.02.14
    xxx. И Вам спасибо за спокойный ответ. 1. Согласен по поводу людей и приоритетов. Против монетизации льгот выступали сотни тысяч, на свое здоровье же в России всем наплевать. Гораздо проще и безопаснее поливать грязью медиков лежа на диване с компьютером. У меня в свое время в Питере был такой пациент- как человек-редкостное г.., к тому же из органов ГИБДД. Остановил, сообщил, что все врачи взяточники и коновалы, снял номера с машины. Ровно через 2 недели в выходные увидал знакомое личико у себя в выходные на дежурстве. Поступил с тяжелым панкреатитом после пьянки в реанимацию. И все. Я один доктор на отделении и ему убегать некуда. Вот тут то и проявилась истинная сущность таких борцов за чистоту медицины - слезы- "доктор, я не про Вас, да ВЫ же родные, Вы же нам жизнь спасаете"- ревел как белуга. Такие подгавгиватели из-за угла или с комфортного дивана обычно большие трусы. Гавкают только когда безопасно и на кого можно. 2. В отделение не может поступить больной, если нет мест. Больниц достаточно, количество поступлений разное, но койки в реанимации часто забиты. Если оказался больной с улицы и не по профилю- вертолетом в специализированную клинику 3. Доктора тоже не сидят без дела, просто организация труда толковая. Бланки информированного согласия может вручить родственникам и сестра приемника, когда у доктора будет время- он поговорит с ними подробно. Компьютерные истории болезни, классные, очень опытные сестры, которые иногда толковее молодых докторов и тд. Бланк выложить не могу, т.к. он с данными клиники, это защищено. 4. Мария, я не выходил на митинги, т.к. делал свою работу, это было важнее. Пытался уменьшить летальность, пытался лечить и часто с успехом в том числе и банковских работников- они же тоже болеют, правда? Вы не убогая банкирша, Вы просто не очень понимаете работу врача реаниматолога, это как раз не страшно, я ведь ничего не понимаю в банковском деле. Страшно другое, что Вы ничего не понимая пытаетесь судить врачей, грозно хмуря бровки. Если коротко, то врачи в реанимации 24 ч. в сутки работают с тяжелейшими пациентами- переливание крови, срочные операции, анализы, вентиляция больных аппаратами ИВЛ, постановка разных катетеров, в том числе для обезболивания, написание тонны бумаг и направлений и тд и тп. Кстати, к сведению, если бы доктор был скотом, он бы оформил историю болезни так, что не то что судимость, никто бы и не вспомнил про эту катетеризацию. Это к слову. Кстати, я Вас поздравляю с окладом доктора-реаниматолога. Вам даже не пришлось учиться на врача 8 лет для этого. Здорово, правда? P.S. все может в жизни случиться, ошибаются все и везде. Я только не могу понять, откуда в России такой запредельный уровень злости и агрессии. Причем часто очень недостойной и низкой злости -по отношению к обычным людям, таким же, как они сами.
  • Гость
    20:45 21.02.14
    xxx, я так и думала, что этот вопрос будет задан)) Моя з/п напрямую зависит от того, насколько хорошо я работаю, нет ли жалоб, не дай бог больничных с ребенком, нет ли неприязни со стороны начальства. Окладик у меня 20 т.р. грязными, после вычетов около 18000 на руки. + премия, может варьироваться от 0 до 10 т.р. при хорошем раскладе. Много?? Не хотите инфой о своей з/п поделиться?? Ну чтоб сравнить..
  • Гость
    20:38 21.02.14
    НЕ ПРОСТО МЕДИК, Вы же прекрасно понимаете, что моя фраза не была дословной)) Дело в том, что я много читала и в группе в VK и здесь мнений, может высказанных в других фразах, но имеющих в виду именно это. Родителям предлагают переключится на другое, ничего не делать, т.к. ребенок погиб. Разве не так?? просто медик, я внимательно следила за комментами))) Поверьте, я каждый день слушаю от клиентов, как я должна работать, сколько времени и с каким настроением. Но если я адекватный человек и уверена в своей правоте, то я просто спокойно делаю свое дело, не гружу людей банковскими терминами, жду когда человек успокоится)))))) Если я права, мне нечего доказывать.. И, кстати, у меня в работе как раз "клиенты". R.U, а что же Вы уехали, не подняли митинги, не научили Ваших пациентов, как нужно правильно добиваться достойной медицины??? Что же Вы не рассказали всем нам, какие должны быть стандарты??? Мы-то не в курсе совсем, мы же банкиры)))))) Дмитрий, я не сравнивала по степени ответственности свою работу и работу врачей, о чем написала в самом начале коммента. И документов я переделываю не на столько много, как Вы себе это представляете. Я писала о том, что если меня, с моей ничтожной по сравнению с врачем, работой хотят уничтожить в день по 10 раз, то чего Вы ждете от родителей загубленного ребенка?? Кстати, врачи тоже в числе моих клиентов и требования у них к тому, как я должна работать отнюдь не отличаются от других людей. Один доктор потребовал жалобную книгу за то, что вместо 3 копеек в сдаче, ему дали 5!! Очень, видимо, дотошный , надеюсь, и в работе тоже)))) Я очень рада, что есть доктора, которые не смотря на систему, з/п и прочие трудности продолжают трудится и с честью выполняют работу. Такие на самом деле есть, я знаю)) И всех докторов я лично никуда не гребла.. Я вот пыталась все понять, если бы за ребенком смотрели, ну хотя бы раз в час к нему заходили, были бы такие последствия?? С какой скоростью капала ему эта жидкость?? Доктор знал, что бывают такие осложнения?? Если знал, почему не смог просто отследить сам или поручить это другому медперсоналу?? Он же отличный специалист с 35-летним стажем???У него были экстренные операции в эту ночь и он был занят до 6 утра?? Вот как это все уложить?? Ребенок не погиб внезапно, от каких-то независящих от доктора причин, ведь так?? Пожалуйста, ответьте мне убогой банкирше!!! Я просто хочу понять..