Даже если у вас нет детей, вы наверняка слышали эти странные слова: тралалело тралала, бомбардиро крокодило, балерина капучино, шимпанзини бананини и другую бессмыслицу.
Нелепые картинки и слова в Сети вызывают восторг и у малышей, и у школьников, при этом абсурдны и полностью лишены логики.
Но именно эта запредельная глупость, похоже, и смешит детей. Такой контент в Сети называют брейнрот — от слов «мозг» и «гниль» в английском языке. Оксфордский словарь назвал «brainrot» словом 2024 года, отметив рост его использования на 230%.
«Доктор Питер» поговорил с детским психологом Натальей Искрой о том, почему детям так нравятся «бомбардиро крокодило» и это — опасно.

детский и семейный психолог, кандидат психологических наук
«Залипают» дети с нарушением внимания
Насколько вреден этот контент, есть ли исследования, подтверждающие, что он ухудшает концентрацию внимания у детей, делает их более импульсивными?
— На сегодняшний день есть два основных мнения, которые обосновываются разными исследованиями. С одной точки зрения, такому контенту изначально подвержены дети с нарушениями внимания, что и приводит к «залипанию» на нем. С другой точки зрения — «брейнрот» приводит к нарушениям когнитивных функций у детей и взрослых.
Сложность анализа существующих исследований в том, что они используют разную методологию, поэтому не могут распространяться на генеральную совокупность, то есть на всех детей. Часто для исследования берутся дети, уже страдающие от нарушения внимания и смотрящие подобный контент. Тогда ответ на вопрос о том, что возникло сначала, затруднено.
Основные вредные последствия брейнрота для детей
Снижение концентрации внимания. Детский мозг не приспособлен к постоянному переключению между короткими, фрагментарными видео и текстами. Если ребенок смотрит такой контент с раннего возраста, то это может привести к трудностям с длительной концентрацией и неспособности углубленно заниматься учебой или хобби.
Ослабление памяти. Быстрое потребление информации, бесконечная смена стимулов мешает формированию прочных нейронных связей, память становится поверхностной, информация быстро забывается. Педагогические приемы для запоминания, которые включают эмоции, просто перестают действовать в ситуации обычного обучения.
Ухудшение критического мышления. Надо сказать, что критика у ребенка начинает формироваться после 7–8 лет, до этого момента ему можно «скормить» всё. Потребление упрощенного или искаженного контента снижает способность анализировать, сравнивать и делать самостоятельные выводы
Повышение тревожности и рассеянности. Огромные потоки информации и постоянное переключение между разными темами перегружают детскую психику, могут вызывать тревожность и ощущение усталости, часто сопровождающееся нарушением сна.
Формирование зависимости от дофаминовых всплесков. Каждый свайп или просмотр нового видео вызывает кратковременное удовольствие, но мозг быстро к этому привыкает, формируя зависимость и снижая интерес к более полезным и сложным занятиям.
Влияние на речь и мышление в целом. Употребление интернет-сленга и поверхностного языка может негативно сказываться на развитии грамотной речи, снижать словарный запас и затруднять коммуникацию.
Конечно, всё это очень сильно зависит также от собственного темперамента ребенка и степени включенности родителей в его жизнь.
Почему детей так затягивает этот контент?
— Он вызывает сильные эмоции, вызывает выработку гормонов удовлетворения и счастья. В обычной жизни, чтобы получить такой выброс, нужно «вложиться» в выполнение задачи в течение длительного времени, чтобы получить результат, а в коротких видео эти гормоны получаются без вложений.
Может ли чрезмерное потребление такого контента привести к эмоциональной «притупленности» — когда реальные игры и общение кажутся скучными?
— Да, мы знаем о таком эффекте на мультфильмах. Если вы попытаетесь посмотреть очень хороший мультфильм, который создали лет 50 назад, вы очень быстро начнете от него отвлекаться, так как краски не такие яркие и скорость сильно отличается от сегодняшнего мультипликационного контента. Как всегда, важно количество времени: если плохой контент потребляется нерегулярно или до 20–30 минут в день, то «притупленность» не возникнет.
Пример для ребенка — родители
Действительно ли «тралалело тралала» вызывает что-то вроде зависимости, как сладости?
— Такой контент вызывает зависимость у детей в связи с двумя основными факторами: возрастом детей и моделью жизни семьи. Чем младше ребенок, тем меньше у него своих инструментов для сопротивления зависимости. Поэтому если нет регуляции со стороны взрослых, то даже неврологически и эмоционально благополучный ребенок может стать зависимым.
Если в семье уже есть модель зависимости — папа прячется с телефоном в туалете и играет там в свои игры на телефоне, мама ищет в интернете, как стать по-настоящему хорошей мамой вместо того, чтобы общаться с ребенком, если родители смотрят плохой контент и не могут от него «отлипнуть», — то ребенок просто повторяет за родителями.
Зеркальные нейроны, которые созданы природой для обучения по подражанию, в этой ситуации способствуют повторению негативного поведения и возникновению зависимости.
Почему даже развитые дети иногда «залипают» на бессмысленные видео?
Простота и яркость контента захватывает внимание, и мозг может отдыхать.
Механизмы вознаграждения мозга — дофамин — вырабатывается при неожиданных развязках, удачных шутках и т. д.
Потребность в «перезагрузке». Современные дети слишком много учатся, перегружены информацией, поэтому порой хотят просто ничего не делать.
Влияние сверстников. Если большинство в классе смотрят такой контент, то ребенок тоже будет, особенно в подростковом возрасте, и это норма развития.
Алгоритмы платформ настроены таким образом, что показываются похожие видео, которые уже понравились ребенку.
Недостаточный контакт с родителями также может приводить к тому, что ребенок «живет» в телефоне.
Смотрите вместе и обсуждайте
Есть ли безопасная «доза» или такое видео лучше полностью исключить?
— Лучше смотреть вместе с ребенком, показывая свою модель восприятия, обсуждая увиденное на экране. Следует избегать прямой критики контента, который нравится ребенку, лучше вместе с ним обсуждать то, какие эмоции вызываются и через какие механизмы, к какому действию может побуждать этот контент.
Если зависимость уже возникла, то совсем без скандалов не получится. На мой взгляд, оптимально создавать условия, чтобы ребенок был вовлечен в другие дела, занятия, отдых. Это проще лет до 10 и существенно затрудняется в переходном подростковом возрасте.
Какие мультфильмы, игры или занятия могут дать тот же уровень веселья, но с пользой для развития?
— Есть серии обучающих мультфильмов, способствующие развитию эмоционального интеллекта («Малышарики» и «Смешарики»), есть направленные на изучение иностранных языков. Если мы говорим о дошкольном возрасте, то для правильного развития мозга наиболее важна физическая активность и развитие мелкой моторики в разных видах творчества. Всё это может быть очень веселым.