Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Что за мем «тралалело тралала» и как брейнрот «разлагает» мозг ребенка — и ваш заодно

А вы уже слышали про «бомбардиро крокодило» и «тралалело тралала»? Бессмысленные ролики в Сети, вызывающие у детей дикий восторг, называют брейнрот, в переводе с английского — «мозговая гниль». Как они влияют на детей, поговорили с детским психологом.

27 мая 20254
Что за мем «тралалело тралала» и как брейнрот «разлагает» мозг ребенка — и ваш заодно | Источник: коллаж «Доктора Питера», фото — соцсети
Источник:

коллаж «Доктора Питера», фото — соцсети

Даже если у вас нет детей, вы наверняка слышали эти странные слова: тралалело тралала, бомбардиро крокодило, балерина капучино, шимпанзини бананини и другую бессмыслицу.

Нелепые картинки и слова в Сети вызывают восторг и у малышей, и у школьников, при этом абсурдны и полностью лишены логики.

Но именно эта запредельная глупость, похоже, и смешит детей. Такой контент в Сети называют брейнрот — от слов «мозг» и «гниль» в английском языке. Оксфордский словарь назвал «brainrot» словом 2024 года, отметив рост его использования на 230%.

«Доктор Питер» поговорил с детским психологом Натальей Искрой о том, почему детям так нравятся «бомбардиро крокодило» и это — опасно.

Наталья Искра
психология

детский и семейный психолог, кандидат психологических наук

«Залипают» дети с нарушением внимания

Насколько вреден этот контент, есть ли исследования, подтверждающие, что он ухудшает концентрацию внимания у детей, делает их более импульсивными?

— На сегодняшний день есть два основных мнения, которые обосновываются разными исследованиями. С одной точки зрения, такому контенту изначально подвержены дети с нарушениями внимания, что и приводит к «залипанию» на нем. С другой точки зрения — «брейнрот» приводит к нарушениям когнитивных функций у детей и взрослых.

Сложность анализа существующих исследований в том, что они используют разную методологию, поэтому не могут распространяться на генеральную совокупность, то есть на всех детей. Часто для исследования берутся дети, уже страдающие от нарушения внимания и смотрящие подобный контент. Тогда ответ на вопрос о том, что возникло сначала, затруднено.

Основные вредные последствия брейнрота для детей

  • Снижение концентрации внимания. Детский мозг не приспособлен к постоянному переключению между короткими, фрагментарными видео и текстами. Если ребенок смотрит такой контент с раннего возраста, то это может привести к трудностям с длительной концентрацией и неспособности углубленно заниматься учебой или хобби.

  • Ослабление памяти. Быстрое потребление информации, бесконечная смена стимулов мешает формированию прочных нейронных связей, память становится поверхностной, информация быстро забывается. Педагогические приемы для запоминания, которые включают эмоции, просто перестают действовать в ситуации обычного обучения.

  • Ухудшение критического мышления. Надо сказать, что критика у ребенка начинает формироваться после 7–8 лет, до этого момента ему можно «скормить» всё. Потребление упрощенного или искаженного контента снижает способность анализировать, сравнивать и делать самостоятельные выводы

  • Повышение тревожности и рассеянности. Огромные потоки информации и постоянное переключение между разными темами перегружают детскую психику, могут вызывать тревожность и ощущение усталости, часто сопровождающееся нарушением сна.

  • Формирование зависимости от дофаминовых всплесков. Каждый свайп или просмотр нового видео вызывает кратковременное удовольствие, но мозг быстро к этому привыкает, формируя зависимость и снижая интерес к более полезным и сложным занятиям.

  • Влияние на речь и мышление в целом. Употребление интернет-сленга и поверхностного языка может негативно сказываться на развитии грамотной речи, снижать словарный запас и затруднять коммуникацию.

Конечно, всё это очень сильно зависит также от собственного темперамента ребенка и степени включенности родителей в его жизнь.

Почему детей так затягивает этот контент?

— Он вызывает сильные эмоции, вызывает выработку гормонов удовлетворения и счастья. В обычной жизни, чтобы получить такой выброс, нужно «вложиться» в выполнение задачи в течение длительного времени, чтобы получить результат, а в коротких видео эти гормоны получаются без вложений.

Может ли чрезмерное потребление такого контента привести к эмоциональной «притупленности» — когда реальные игры и общение кажутся скучными?

— Да, мы знаем о таком эффекте на мультфильмах. Если вы попытаетесь посмотреть очень хороший мультфильм, который создали лет 50 назад, вы очень быстро начнете от него отвлекаться, так как краски не такие яркие и скорость сильно отличается от сегодняшнего мультипликационного контента. Как всегда, важно количество времени: если плохой контент потребляется нерегулярно или до 20–30 минут в день, то «притупленность» не возникнет.

Пример для ребенка — родители

Действительно ли «тралалело тралала» вызывает что-то вроде зависимости, как сладости?

— Такой контент вызывает зависимость у детей в связи с двумя основными факторами: возрастом детей и моделью жизни семьи. Чем младше ребенок, тем меньше у него своих инструментов для сопротивления зависимости. Поэтому если нет регуляции со стороны взрослых, то даже неврологически и эмоционально благополучный ребенок может стать зависимым.

Если в семье уже есть модель зависимости — папа прячется с телефоном в туалете и играет там в свои игры на телефоне, мама ищет в интернете, как стать по-настоящему хорошей мамой вместо того, чтобы общаться с ребенком, если родители смотрят плохой контент и не могут от него «отлипнуть», — то ребенок просто повторяет за родителями.

Зеркальные нейроны, которые созданы природой для обучения по подражанию, в этой ситуации способствуют повторению негативного поведения и возникновению зависимости.

Почему даже развитые дети иногда «залипают» на бессмысленные видео?

  • Простота и яркость контента захватывает внимание, и мозг может отдыхать.

  • Механизмы вознаграждения мозга — дофамин — вырабатывается при неожиданных развязках, удачных шутках и т. д.

  • Потребность в «перезагрузке». Современные дети слишком много учатся, перегружены информацией, поэтому порой хотят просто ничего не делать.

  • Влияние сверстников. Если большинство в классе смотрят такой контент, то ребенок тоже будет, особенно в подростковом возрасте, и это норма развития.

  • Алгоритмы платформ настроены таким образом, что показываются похожие видео, которые уже понравились ребенку.

  • Недостаточный контакт с родителями также может приводить к тому, что ребенок «живет» в телефоне.

Смотрите вместе и обсуждайте

Есть ли безопасная «доза» или такое видео лучше полностью исключить?

— Лучше смотреть вместе с ребенком, показывая свою модель восприятия, обсуждая увиденное на экране. Следует избегать прямой критики контента, который нравится ребенку, лучше вместе с ним обсуждать то, какие эмоции вызываются и через какие механизмы, к какому действию может побуждать этот контент.

Если зависимость уже возникла, то совсем без скандалов не получится. На мой взгляд, оптимально создавать условия, чтобы ребенок был вовлечен в другие дела, занятия, отдых. Это проще лет до 10 и существенно затрудняется в переходном подростковом возрасте.

Какие мультфильмы, игры или занятия могут дать тот же уровень веселья, но с пользой для развития?

— Есть серии обучающих мультфильмов, способствующие развитию эмоционального интеллекта («Малышарики» и «Смешарики»), есть направленные на изучение иностранных языков. Если мы говорим о дошкольном возрасте, то для правильного развития мозга наиболее важна физическая активность и развитие мелкой моторики в разных видах творчества. Всё это может быть очень веселым.