Мы вспоминаем СССР не только как страну дефицита, но и натуральных, более здоровых продуктов. Минимум вредных добавок и фабричной обработки, упаковка из оберточной бумаги, стекла или металла вместо пластика. Каким было в этих условиях школьное питание и чем отличается оно от современного?
Тогда: как кормили в школах СССР
В первые годы советской власти целью системы школьного питания было спасение от голода. Рацион школьников составляли в основном хлеб, капуста и картофель. Но уже к концу 1930-х ситуация стала меняться. Тогда же вышло первое издание «Книги о вкусной и здоровой пище» (1939), где даны были в том числе рекомендации для школьных столовых. Воплотить их удалось уже после войны, в 1950-е годы.
Требования к меню для школ формировались в специализированных НИИ и утверждались на высшем уровне — в Минторге СССР. Основные принципы советского школьного питания таковы.
Растущему организму нужно пополнить запасы энергии. Поэтому в меню стоит включать сытные супы, мясо с гарниром, большое количество углеводов. При этом белки должны составлять около 14%, жиры — 31% (не менее 60% — животные), углеводы — 55% от общей калорийности рациона.
Блюда чередуются по двухнедельному циклу. В реальности как минимум в течение недели блюда в школьной столовой не повторялись.
Также жестко соблюдались санитарные требования, не допускался разогрев еды.
Щадящее питание. Уксус заменяется лимонной кислотой, маргарин — сливочным маслом, майонез — сметаной, а овощи преимущественно подавались в вареном виде.
Меню должно было быть немного разным для учеников начальной школы и средних/ старших классов.
Примерно таким был рацион школьника 1980-х.
Завтрак
Каша (манная, овсяная, рисовая) — 3-4 раза в неделю; запеканки творожные, овощные — подавались реже, но были любимы многими; сосиски специального «детского» веса с гарниром.
Выпечка — булочки, пирожки.
Бутерброды с маслом или плавленым сыром.
Напитки: чай, какао, кофейный напиток или молоко в индивидуальной упаковке, а изредка, в столичных школах, даже глазированные сырки. В начале 90-х школьникам стали давать и первые отечественные йогурты, жидкие, в упаковке как у сметаны.
Обед
Первое блюдо — суп: щи, борщ, рассольник, с фрикадельками, гороховый, молочный, лапша куриная, рассольник.
Второе блюдо — котлеты, гуляш, плов, тефтели, курица или рыба под маринадом, котлеты рыбные, сосиски и сардельки, рулет говяжий с яйцом, тефтели из говядины, запеканка картофельная с мясом. В качестве отдельного мясного блюда выступала разогретая любительская колбаса с макаронами или пюре.
Гарнир — гречка, рис, макароны, картофельное пюре, зеленый горошек.
Салат — обычно винегрет, салат из капусты, моркови; кабачковая или баклажанная икра, реже из огурцов и помидоров. Свежих овощей в меню было относительно немного.
Напитки — компот, морс, кисель, реже чай.
Иногда десерт — желе, мусс или печеные яблоки.
Хлеб.
Десерты можно было также купить в буфете. Молочный коржик, песочное пирожное-полоску и ром-бабу до сих пор вспоминают как любимые школьные лакомства из детства. А еще там можно было купить котлету в хлебе — отечественный вариант гамбургера.
Кстати, в позднесоветские десятилетия школьное питание было платным: завтрак в школе стоил 15-20 копеек, обед — 30 копеек, а для старшеклассников — 35 копеек. Для малообеспеченных детей и учеников групп продленного дня существовали льготы.
В целом питание в советское время нельзя назвать скудным и однообразным. Скорее, аскетичным: старая некрасивая посуда, непривлекательная подача, для многих маленькие порции. Все прочее — например, минимум сладостей, отсутствие соусов и специй — и сейчас вполне соответствует нормам здорового питания.
В конце 80-х и в 90-е годы принципы школьного питания оставались прежними, но из-за тяжелой экономической ситуации следовать им было сложно. Например, автор данной статьи очень хорошо помнит майонез в супе около 1990 года. Таким образом повара как могли пытались повысить калорийность блюда за счет доступного и более дешевого продукта.
Страдало и качество блюд (суп мог быть слишком жидким, порции — маленькими), и разнообразие. Цены на питание стали для многих слишком высокими, и дети не всегда ели в школе. Зато в школьных буфетах появились новинки: сосиска в тесте, школьная пицца, йогурты и десерты.
Школьная столовая XXI века
Современные школьные столовые, особенно в крупных городах, изменились.
Меню стало более разнообразным и больше учитывает индивидуальные потребности детей (аллергии, диеты).
Появился выбор. Во многих школах можно собрать комплексный обед из разных вариантов блюд.
Вот пример меню школьника сегодня.
Завтрак
Каша — манная, рисовая, овсяная.
Йогурт, пудинг или творожок.
Выпечка — блинчики, оладьи, кексы (нередко со сгущенкой или джемом).
Наггетсы — 1-2 раза в неделю.
Напитки — чай, какао, компот, морс.
Фрукты.
Обед
Супы — борщ, рассольник, куриная лапша, суп кубанский.
Второе — пельмени, котлеты, запеченное мясо или рыба, спагетти с соусами.
Гарнир — макароны, гречка, рис, картофель пюре или запеченный, булгур.
Салаты из свежих овощей.
Хлеб белый и черный.
Напитки — компот, морс, чай.
Майонез, кетчуп и другие острые соусы по-прежнему запрещены для детского питания.
Также в буфете теперь можно приобрести разнообразные перекусы, в том числе сладости: злаковые батончики, печенье, кексы, пирожки, фруктовые пюре и смузи в пауч-пакетах, соки, морсы, сухофрукты, мини-пиццу, сосиски в тесте, мармелад, зефир, шоколад…
Мнение эксперта: стало ли питание лучше?
Татьяна Ошева, детский гастроэнтеролог, оценила оба варианта меню. Сегодня питание стало разнообразнее, отмечает она. Кроме того, в нем стало больше свежих овощей и фруктов, разнообразнее источники белка. Качество исходных продуктов — отдельный вопрос, но это проблема не только детского питания, а общества в целом.
Однако появились и новые риски. Например, жареные наггетсы или пицца с полукопченой колбасой нежелательны в детском рационе, не говоря уже о сладостях и снеках, которые легко купить в буфете.
Еще одна особенность: в большинстве школ блюда не готовят с нуля. Еда поступает в виде полуфабрикатов или готовых блюд: уже отваренные макароны, запеченная котлета, готовый суп в контейнере. Повара же только догревают еду до нужной температуры и раскладывают.
С одной стороны, на крупных пищевых комбинатах проще соблюсти стандарты безопасности, а блюда готовятся по единой рецептуре. С другой стороны, блюда при разогреве частично теряют вкус и аромат, снижается содержание витаминов, не говоря уже о порошковых продуктах из полуфабрикатов.
Одним из недостатков советской системы было игнорирование индивидуальных потребностей детей. Сейчас система тоже неидеальная, но более разнообразная.
Советский акцент на вареных овощах (в супах, пюре) объяснялся тем, что так они легче перевариваются и не травмируют желудок. Но современные диетологи считают: разваренная пища теряет витамины и даже имеет более высокий гликемический индекс. Поэтому важно или использовать щадящие методы готовки, или употреблять больше овощей в свежем виде.
Зато в советском рационе школьника реже встречались откровенно вредные продукты. Кроме того, проблемами школьного питания сейчас стали малоподвижный образ жизни детей, из-за которого норму жиров и углеводов стоило бы пересмотреть; привычка есть фастфуд дома, из-за чего пища без усилителей вкуса или майонеза кажется непривычной и невкусной; воспитание в целом: школьники часто пропускают приемы пищи, так как стали более капризными.
Не стоит ждать, что система школьного питания решит все проблемы без участия родителей. Важно говорить с детьми о здоровом питании и объяснять, зачем им нужен обед или завтрак в школе, даже если он не такой вкусный, как пицца из фастфуда. Ведь привычки, заложенные в подростковом возрасте, часто сохраняются на всю жизнь.