То, как человек реагирует на углеводную еду (фрукты, хлеб, макароны, картофель), напрямую связано с его уникальным метаболическим здоровьем и даже составом микробиома, а у разных людей он может быть вовсе не одинаковым. Результаты работы исследователей из Стэнфордского университета,
Картошку можно, рис — не надо?
Исследование было сосредоточено на изучении скачков уровня глюкозы в крови после определенных продуктов, которые могут быть фактором риска развития диабета второго типа и сердечно-сосудистых заболеваний. Участники исследования в возрасте от 17 до 75 лет, не страдающие диабетом, ели семь одинаковых блюд, каждое из которых содержало 50 г углеводов: рис, хлеб, картофель, макароны, фасоль, смесь ягод и виноград.
Гликемическая реакция на эти продукты непрерывно фиксировалась с помощью мониторов глюкозы. Также у участников проверили и другие показатели, в том числе инсулинорезистентность, функции бета-клеток поджелудочной железы, состав микробиома.
Ученые выяснили, что в среднем самый высокий скачок сахара вызвал белый рис — на этот продукт примерно одинаково реагировали все участники. Но были и те, у кого наибольшую гликемическую реакцию вызвали картофель, макароны или хлеб.
Исследователи выяснили, что индивидуальная реакция на еду может говорить о метаболическом здоровье человека. Так, участники исследования, у которых съеденные макароны вызывали самые высокие скачки сахара, чаще имели инсулинорезистентность, а реагирующие взлетом глюкозы на картофель — сниженную функцию бета-клеток поджелудочной железы.
Ученые также проверили, можно ли смягчить скачки сахара с помощью клетчатки, белка или жира, принятых за 10 минут до углеводной еды. Оказалось, что «здоровые» добавки работают не для всех. Они были значительно менее эффективны у людей с инсулинорезистентностью по сравнению с теми, чей метаболизм работал как часы.
Ученые делают вывод, что единого гликемического индекса продуктов не существует и общие диетические рекомендации могут быть неэффективными для всех.
Важно знать
Это исследование может стать причиной полного пересмотра традиционного подхода к диетологии. Его результаты предполагают, что будущее борьбы с диабетом — за персонализированными рекомендациями по питанию, которые учитывают индивидуальную физиологию, метаболическое здоровье и даже состав микробиома человека. Одна и та же картошка может быть для кого-то вредным продуктом, а для другого — вполне нейтральным.
«Наши результаты показывают, что не существует универсальной „здоровой“ диеты, — делают вывод авторы. — Оптимальная стратегия питания для одного человека может быть неэффективной для другого. Главное — индивидуальная чувствительность к инсулину. Поэтому в персонализированной нутрициологии важно контролировать уровень глюкозы и хорошо понимать физиологию конкретного человека».