Продажи антидепрессантов в России растут с 2019 года без перерыва, но резкий спрос на них в аптеках произошел как раз в 2025 году, эксперты. Считается, что россияне стали чаще обращаться к медикам при самостоятельном выявлении симптомов депрессии и тревожности. Причем выписывают антидепрессанты теперь разные врачи: неврологи, терапевты, гастроэнтерологи, косметологи.
Врач-психиатр, кандидат медицинских наук Ирина Коробкова считает тенденцию к дестигматизации антидепрессантов в целом позитивной — люди перестают бояться этих препаратов, но считает, что назначать их может только профильный врач.

Психиатр, психотерапевт, сомнолог, к. м. н., заведующая Центром психического здоровья сети клиник «Семейный доктор», доцент кафедры психиатрии МИНО
Личный сайт«Действительно, сейчас немало пациентов с соматоформными, тревожными, депрессивными расстройствами, которые по факту являются психиатрическими, — рассказывает Ирина Коробкова. — Они могут проявляться симптомами со стороны тела — это боль, разного рода дискомфорт, нарушения сна и аппетита. И поэтому обращаются за помощью такие пациенты в первую очередь к врачам соматических специальностей, а к психиатру приходят нескоро или вообще до него не доходят».
Но, казалось бы, что плохого, если невролог или гастроэнтеролог заподозрит психоэмоциональные проблемы и назначит пациенту антидепрессанты? Лучше так, чем вообще не получить помощи или лечиться без результата. Но психиатр не столь оптимистична. По ее словам, часто такие назначения, к сожалению, неверные.
«Если до меня доходит пациент, которому уже ранее кто-то из соматических врачей назначил антидепрессанты, в 99% случаев эти назначения, к сожалению, неправильные», — говорит Ирина Коробкова.
Три частые ошибки при назначении антидепрессантов
«Врач может сделать неправильный выбор самого антидепрессанта, и это не редкость, — продолжает Ирина Коробкова. — Так, сейчас неврологи при тревожных состояниях любят назначать препарат с действующим веществом вортиоксетин, при том что исследования доказали его неэффективность при тревожных расстройствах. Он не лечит тревогу и ни при каких видах тревожных расстройств рекомендован быть не может. Это препарат резерва при диагностированных депрессиях».
Вторая распространенная ошибка — неправильная дозировка.
«Нередко — возможно, из-за недостатка опыта или страха перед этими препаратами — врач рекомендует пациенту очень маленькие дозировки, которые априори не могут оказать лечебного эффекта», — говорит Ирина Коробкова.
Третья ошибка — слишком короткий период времени приема препарата.
«Антидепрессанты, согласно современным клиническим рекомендациям, принимают длительное время — не менее 6-8 месяцев, причем не от момента приема первой таблетки, а от момента нормализации состояния, когда качество жизни пациента восстановилось», — добавляет врач.
Эти ошибки при назначении антидепрессантов могут приводить к тому, что пациенты не получают качественного лечения.
«В итоге у них может сложиться еще более настороженное отношение к психофармакотерапии, — говорит Ирина Коробкова. — И потом еще сложнее убедить пациента нормально лечиться, если он все же окажется в поле зрения психиатра и даст второй шанс этой терапии».
Сейчас стали больше говорить о том, что принимать антидепрессанты — это нормально. Это способствует дестигматизации, у людей более спокойное отношение к ним, и это хорошо!
Каждый должен заниматься своим делом
При этом важно, чтобы пациент услышал от терапевта, гастроэнтеролога или невролога, к которому приходит в первую очередь, что причиной проблем со здоровьем может быть психологический, стрессовый фактор, считает психиатр.
«Все в очень тесном взаимодействии: „физика“ влияет на психику, а психика — на „физику“, по-другому никак. Врачам-соматологам надо объяснять пациентам в комфортных и наименее стигматизирующих формулировках важность комплексного лечения с подключением психиатра-психотерапевта, который назначит нужную терапию».
Тем не менее назначение профильных препаратов надо оставлять соответствующим специалистам, уверена врач.
«Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Я сама могу дать рекомендации по лечению мигрени, на которую часто жалуются мои пациенты, поскольку хорошо изучила этот вопрос, — объясняет Ирина Коробкова. — Но я никогда на себя не возьму эту ответственность, а направлю пациента к неврологу, чтобы он с учетом всех нюансов симптоматики подобрал подходящее лечение. И тем более конкретный выбор препарата нужно всегда оставлять специалисту».
