«Доктор Питер» спросил председателя комитета по здравоохранению города Андрея Сарану, как решается вопрос с нехваткой врачей в городе, каких узких специалистов не хватает и что ждет в 2026 году программы реабилитации и оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
— Петербург к 2030 году должен достичь показателя средней продолжительности жизни в 80 лет, это реально?
— В 2025 году людей на Земле в возрасте старше 65 лет насчитывается больше, чем тех, кому меньше 5 лет. Люди явно живут дольше. И наша главная задача, о которой говорится и в указе президента, чтобы россияне не просто доживали годы, а жили качественно и счастливо — наполненно, ярко, красиво, сочно. Не забывали чувствовать жизнь на вкус — просыпаясь, чувствуя запах кофе, выходя на улицу, ощущая запах озона после грозы или гуляя по весеннему лесу…
На сегодня средняя продолжительность жизни в Петербурге 76,5 лет, и важно нам самим думать о том, как она проходит. Есть такой работающий способ: посчитайте, а сколько дней жизни вам осталось? Наполните шариками того цвета, что вам нравится (мне, например, оранжевый) стеклянную вазу по количеству этих дней. И каждый день вечером из этой вазы выбирайте шарик. И думайте, что вы сделали за этот день, для здоровья в том числе, чтобы не заболеть и не тратить потом время на лечение. Можно усложнить задачу — вычесть количество времени, которое вы проспите, потратите на еду, на работу и задуматься, чем вы заполняете свое свободное время, к каким целям идете.
Еще одна задача, которая стоит в том числе и перед комздравом — профилактика ожирения, работа по снижению лишнего веса. Это очень важно, чтобы жить долго и быть здоровым. Если вы весите на 10 килограммов больше, чем положено, вы проживете на 10 лет меньше. Как только вы скинете 10 килограммов, на 10 миллиметров ртутного столба снизится и артериальное давление. Так что, если придете к нормальному весу, таблетки от гипертонии вам и не понадобятся.
Простой пример. Возьмите ведерко воды с собой и походите с ним денек — что ощущает организм, когда вы с собой носите 10 лишних килограммов? Поэтому есть смысл худеть, но, конечно, и не перегибать с этим.
Хочу похудеть, но к какому врачу идти? Как в Петербурге будут помогать людям с лишним весом
Про кадровый вопрос в Петербурге
— Акцент и в городе, и в стране — смещение финансовых затрат со стационарного звена на амбулаторное. Сейчас условное соотношение — 70 на 30, и вектор хотят сменить в обратную сторону. Мы сейчас уже это видим по программам модернизации первичного звена. Однозначно рубль, вложенный сегодня в профилактику, сэкономит 100 рублей через 10 лет. Чем мы раньше начинаем что-то лечить, мы вкладываем меньше денег, получаем выше качество и эффективность, так что болезни проще профилактировать.
— В ряде регионов РФ есть серьезные проблемы с медицинским персоналом. Каким образом этот вопрос решается в Петербурге?
— В Петербурге достаточно неплохая укомплектованность медицинских работников первичного звена. В городе действительно не хватает педиатров и участковых терапевтов. Если брать врачей узких специальностей, на 50 тысяч населения положен один ревматолог, то есть в городе должно работать порядка ста таких врачей. У нас их пятьдесят. Так что явно не хватает. Еще нужны диетологи. Их реально мало. Потому что за ними нет тарифа. Главный врач поликлиники рассуждает так: «Зачем мне нужен диетолог, если он денег не приносит?»
Позволит удержать врачей в госучреждениях здравоохранения закон о целевом обучении медиков, об ужесточении штрафов, если выпускник не пошел работать «по целевке». Его планируют принять в марте 2026 года. Ординатура будет вся целевая. Пока обсуждают, сколько лет придется отрабатывать.
Важно, что теперь договоры с будущими врачами будет заключать не конкретное медучреждение, а комитет по здравоохранению. Он видит, где есть кадровая «дыра». Например, нужен в Красносельском районе кардиолог — именно туда готовят и отправляют специалиста.
— Что изменится в системе записи к врачам?
— Мы продолжаем внедрение в Петербурге московской ЕМИАС (единая медицинская информационно-аналитическая система), которая объединяет все этапы медицинского обслуживания для повышения качества и доступности медпомощи в госучреждениях здравоохранения. По стационарам, возможно, она заработает уже к концу следующего года, внедрению в абмулаторном звене Петербурга потребуется пара лет. Это процесс не одного дня — нужно обеспечить техническое оснащение.
Так, в системе ЕМИАС в Москве запись к участковому врачу сейчас осуществляется через общение с искусственным интеллектом. И уже на стадии записи примерно 30% позвонивших «отваливается»: кому-то просто нужна справка, которую может дать администратор в поликлинике. Это более продвинутая система, чем «Виктория» в Петербурге, которая была создана, чтобы принять все звонки горожан и записать всех подряд. Нам тоже нужно работать над функционалом «Виктории».
— Как решаются в Петербурге сложности с прохождением реабилитации? Увеличивается ли количество отделений в стационарах и поликлиниках, оказывающих реабилитационную помощь?
— Раньше очереди на реабилитацию после инсульта в Петербурге могли быть от 3 до 5 лет. Возникал вопрос: а зачем она вообще тогда нужна? Сейчас очередь максимум 2-3 месяца. С 2022 года коечный фонд стационарных отделений реабилитации увеличен на 100 коек и сейчас составляет 1428 коек. Стационарные отделения медицинской реабилитации открыты почти во всех медицинских организациях, имеющих в своей структуре региональные сосудистые центры и первичные сосудистые отделения (кроме Покровской больницы и больницы № 15). Отделения медицинской реабилитации работают в онкодиспансере и в онкоцентре. Расширен коечный фонд отделений медицинской реабилитации больницы Святого Георгия, Елизаветинской, Мариинской, Николаевской больниц. Увеличен коечный фонд отделения реабилитации детской больницы № 22 для пациентов с заболеваниями ЦНС.
Открывается больше реабилитационных отделений в амбулаторном звене, сейчас их 54 в поликлиниках 18 районов города. Для сравнения: в 2022 году было 47.
Есть возможность реабилитации на дому — когда человек занимается на специальном оборудовании либо с тренером дистанционно, в комфортных для себя условиях.
Есть такой вид помощи, когда пациент (это касается только работающих горожан) направляется на долечивание в отделение медицинской реабилитации санатория прямым переводом из стационара. В течение этого года так помогли уже более 2000 пациентов.
В планах до конца 2025 года — медреабилитацию пройдут почти 137,5 тысячи петербуржцев (плановый объем увеличен в сравнении с 2024 годом). Двумя годами ранее такую помощь получили 111,5 тысячи человек.
В 2026 году также начнет работу городской центр маршрутизации пациентов для получения медицинской реабилитации при городской больнице № 40, что сделает эту помощь доступнее.
Реабилитация — одно из направлений государственного проекта увеличения продолжительности жизни. В него будут вливаться деньги — как городские, так и федеральные. Планируется закупка нового оборудования, финансируется санаторно-курортное лечение.
Высокотехнологичная помощь: перспективы
— Как реализуется городская программа оказания высокотехнологичной медицинской помощи?
— В Петербурге работает программа для людей, которые нуждаются в замене левого желудочка сердца. Это пациенты, которые уже не могут двигаться, только лежат — они в терминальной стадии хронической сердечной недостаточности. Им устанавливается девайс, который стоит порядка 10 миллионов рублей, — вспомогательное устройство кровообращения длительного использования, механическое устройство гемодинамической поддержки левого желудочка сердца.
В прошлом году провели три такие операции. В этом году мы делаем десять. К 2030 году планируется 100 операций. Это спасение для тех людей, которые нуждаются в пересадке сердца, но пока для них нет донора.
В 2025 году в Мариинской больнице впервые в истории городских стационаров пересадили два сердца. («Доктор Питер» рассказывал, кем был пациент, получивший на 67-летие донорское сердце. — Прим. ред.) Количество таких операций будут наращивать. Отделение кардиохирургии стационара оснащено всем необходимым современным оборудованием.
Что важно, с квотами по трансплантации в городе проблем нет. По пересадке в этом году 300 квот. Возможно, трансплантацией почек в будущем будут заниматься еще и в 40-й больнице, технически они готовы.
В Петербурге в каждой больнице работает уникальный трансплантационный куратор, который оценивает, может ли стать донором для 3-7 человек пациент, у которого констатирована смерть мозга. Но доноров все равно не хватает, как и везде в мире.
— Планируется ли увеличение количества частных клиник, которые включены в систему ОМС?
— Сейчас в соответствии с федеральным законодательством у нас действует уведомительная система включения медицинской организации в систему ОМС города. Независимо от организационно-правовой формы, будь то частная или государственная, в 2026 году будут включены все, кто до 1 сентября подал необходимые документы в Территориальный фонд ОМС города.
Однако с 1 сентября 2025 года вступили в силу изменения Федерального закона касательно включения частных медицинских организаций в реестр медицинских организаций, имеющих право выполнять свою деятельность в системе ОМС. Теперь каждый регион будет оценивать потребность в частной медицинской помощи, объем оказываемых медицинских услуг и нарушения в работе клиник в последние годы перед включением каждой конкретной частной медицинской организации в систему ОМС.
Например, в Петербурге есть одна нозология у детей, которую лечат только в частной клинике и не лечат в государственных учреждениях. Поэтому город и дальше будет закупать эту услугу.
Однако, если город может сам сделать 100 операций по замене тазобедренных суставов, какой смысл нам отдавать эти объемы частной клинике? Нас интересуют лишь те виды помощи, где город сам не справляется.
Вышеуказанные решения город будет принимать в 2026 году при организации медицинской помощи в системе ОМС на 2027 год.
На сегодняшний день в Петербурге в системе ОМС работают более 100 частных клиник.
— Заберет ли город к себе пациентов из ближайшей Ленобласти (Кудрово, Мурино, Ломоносовский район)? Сейчас жителям приходится лечиться в больницах, которые находятся на значительном удалении.
— У нас работает система межтерриториальных расчетов. Если житель Северной столицы обратится за медпомощью в другом регионе, заплатить за него должен будет территориальный фонд ОМС Петербурга. И если житель другого региона получает помощь у нас, платит терфонд другого региона.
Впрочем, у пациента есть право получать медицинскую помощь не только по месту жительства, но и по месту работы.
По мере того как уровень медицины в Москве, Петербурге, Ленобласти и других регионах будет выравниваться, эта проблема будет постепенно решаться сама собой. Когда в перечисленных вами районах дефицит медицинских учреждений будет преодолен, жителям не придется постоянно кидать свой взор в сторону Петербурга. Ну а пока подставляем плечо соседнему региону.
