Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Дело не в плохом воспитании: новые исследования раскрыли причины СДВГ у детей и взрослых

Неусидчивость детей часто списывают на плохое воспитание и вседозволенность со стороны родителей. Но исследования доказали, что в основе СДВГ — генетическая предрасположенность и сохраняться синдром может и у взрослых. Что надо знать людям с этим диагнозом?

23 сентября 20253
СДВГ у детей, взрослых | Источник: iStockphoto/Paperkites
Источник:

iStockphoto/Paperkites

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) встречается примерно у 5-15% детей и часто (в 2/3 случаев) остается во взрослом возрасте. Таким детям может быть сложнее учиться, да и взрослым непросто: человек «зависает», отвлекается, теряет нить разговора, забывчив до патологии, рассеян, не может планировать, часто импульсивен, страдает от тиков, невротических реакций, эмоционально не сдержан. Важно, что симптомы СДВГ постоянны и проявляются в разных сферах жизни. Но почему возникает это заболевание? Оказывается, очень весом вклад генетики. Наследуемость СДВГ может составлять порядка 74%.

Ирина Колесникова
Генетика

Кандидат биологических наук, генетик, биолог КЛД, ведущий научный сотрудник и председатель экспертного совета ООО «Национальный центр генетических исследований»

Причины СДВГ

«Считается, что риски СДВГ могут быть связаны с вариантами генов, которые отвечают за системы дофаминовой и норадреналиновой передачи сигнала в мозге. Но не только. Недавнее исследование показало, что развитие СДВГ может быть связано с вариациями аж в 76 генах! — рассказала „Доктору Питеру“ генетик Ирина Колесникова. —  Например, гена SORCS3, варианты которого считают одним из факторов, связанных с риском развития болезни Альцгеймера. К слову, СДВГ имеет ряд общих генов с другими изменениями нервной деятельности и регуляцией настроения».

Что интересно, около 22% вариантов риска СДВГ связаны с повышением способности получать и усваивать знания, а подавляющее большинство (78%) — со снижением.

«Уже известно, дислексия — проблема с письмом и чтением — тоже связана с генетикой, — продолжает эксперт. — Наследуемость дислексии составляет по разным оценкам от 40 до 80%. Например, уже достаточно давно известен ген DCDC2, который, как полагают, может быть важен для передвижения нервных клеток и их предшественников в процессе развития организма и связан с предрасположенностью к дислексии. Вообще, последние исследования позволили выявить как минимум 27 новых генов, связанных с развитием этого нарушения или ему подобных, и подтвердить связь пятнадцати уже известных».

Те же гены могут быть связаны в том числе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, амбидекстрией (одинаково хорошее владение правой и левой руками), или результатами тестов на чтение или правописание.

«Другое недавнее исследование обнаружило еще один участок одной из хромосом, связанный с успешным научением чтению и письму. Также ученые обнаружили еще четыре гена, которые, возможно, участвуют в чтении слов», — говорит Ирина Колесникова.

Не только внешние факторы

«Многие с недоверием относятся к нейрогенетике, — отмечает генетик. — Действительно, на характер и обучаемость в огромной мере оказывают влияние внешние факторы. Однако нельзя недооценивать и роль генетики. Известно, что есть генетически обусловленные синдромы, связанные с умственной отсталостью, наследственные причины, связанные с развитием расстройств аутического спектра. Это, конечно, нечастые и очень выраженные патологии, однако — факт».

Также накопилось уже большое количество серьезных научных данных о вкладе генетики в развитие депрессии, тревожности, агрессивности.

«Наш мозг, наше сознание — вещь очень сложная и тонкая. Работа мозга — это в том числе нормальная структура и функция нейронов, качество и количество нейромедиаторов и их соотношения, и за всем этим стоят белки — ферменты, рецепторы (те, с которыми связываются нейромедиаторы и которые передают сигнал дальше), структурные белки и т. д., а значит, их гены. Таким образом, наш характер и наше мышление — результат сложного взаимодействия генетических и внешних факторов», — объясняет Ирина Колесникова.

Что касается непосредственно СДВГ и дислексии, накапливается все больше и больше генетических данных, которые проливают свет на механизмы их развития и возможные пути коррекции. А то, что многим СДВГ диагностируют уже во взрослом возрасте, делает вопрос еще более актуальным.

«Знание генетики помогло бы выявить генетическую предрасположенность и сразу, еще в детстве, выстроить схему воспитания и обучения такого человека», — считает эксперт.

Что делать, если у ребенка СДВГ

Если у вашего ребенка или близкого вдруг обнаружилась дислексия или СДВГ — не стоит пугаться и тем более отчаиваться. С этим работают, и такие люди тоже учатся, получают образование и работают. Известно, что СДВГ диагностирован у миллиардера Билла Гейтса, актрисы Эммы Уотсон, которая сыграла Гермиону Грейнджер в фильмах о Гарри Поттере, знаменитого повара Джейми Оливера.

Есть способы минимизировать возможные риски с помощью грамотного воспитательного и психологического подхода и образа жизни. Практические советы для родителей дала невролог Лусине Хачатрян.

Лусине Хачатрян
Неврология

Невролог д. м. н., профессор

  1. Откажитесь от поиска виноватых. Ни вы, ни ваш ребенок не виноваты в сложившейся ситуации. Это не вопрос воспитания или плохого характера.

  2. Обратитесь к профессионалу. Начните с консультации у невролога или психиатра, который имеет опыт работы с СДВГ.

  3. Создайте четкий распорядок дня. Предсказуемый график — время для сна, еды, игр и учебы — служит надежной опорой и помогает структурировать жизнь ребенка.

  4. Скорректируйте рацион питания. Увеличьте потребление полезных веществ из продуктов (омега-3, магний, цинк, железо) и сведите к минимуму сахар и обработанные продукты, которые усиливают симптомы гиперактивности.

  5. Обеспечьте регулярную физическую активность. Активные виды спорта — бег, плавание, боевые искусства — помогают выплеснуть избыток энергии и развивают самоконтроль.

  6. Цените усилия, а не только достижения. Для ребенка с СДВГ каждая выполненная задача — это уже победа. Хвалите его за старание и усердие.

«Самое главное — вовремя увидеть проблему и обратиться за помощью к профессионалам, — говорит невролог. — Есть немало эффективных методов, как помочь детям с СДВГ научиться жить качественно и управлять своей энергией».

Комментарии3
под именем
  • Гость
    06:55 24.09.25
    Почитала я все это... Но это же явно не патология, а просто вариант нормы, который кому-то выгодно оказалось объявить патологией. И да, для адаптации таких людей к обществу важно воспитание в широком смысле этого слова.
  • Гость
    06:39 23.09.25
    А где вакцина против СДВГ?! Было бы очень удобно. Замкнутый круг называется.