Повод задуматься
То, что ребенок отстает в развитии, родители чаще всего замечают, сравнивая его со сверстниками: позже начал сидеть, ходить, а главное — говорить. Именно речь (а точнее, ее отсутствие) становится главным триггером, на который обращают внимание окружающие и родные. Ожидания у всех разные: кто-то начинает бить тревогу, если карапуз не читает наизусть стихи Пушкина в два года, а кто-то терпеливо ждет трех лет. По официальным нормам, если трехлетний ребенок использует меньше 10-15 слов, то уже можно говорить о задержке речевого развития, но все мы слышали про истории, как кто-то молчал до 5 лет, а потом заговорил сразу предложениями.
В любом случае, не стоит штудировать интернет в попытках самостоятельно определить — это вариант нормы или проблема, требующая вмешательства специалистов, говорят в петербургском отделении реабилитации
Ведь грамотная диагностика — один из важных этапов дальнейшего лечения. Не стоит и тянуть с визитом к врачу, ведь он поможет выяснить — это индивидуальная особенность темперамента или задержка развития, и при необходимости — начать реабилитацию лучше как можно раньше. Детское отделение неврологии и рефлексотерапии «Реацентр Санкт-Петербург» в этом году отметило первый юбилей — пять лет плодотворной работы в Северной столице. За это время более 3000 детей с проблемами различной степени тяжести уже прошли реабилитацию.
Комплексный подход
Если проблема психоречевого развития требует коррекции, то в «Реацентре» ориентируются на комплексный подход, поэтому в центре собраны необходимые специалисты. Это детские неврологи, рефлексотерапевты, логопеды, дефектологи, психологи и нейропсихологи, массажисты. Чтобы разговорить молчунов и не испугать их при общении с врачами, в центре используют способы, которые ребенок будет воспринимать как игру.
Любой курс по развитию речи основан на занятиях с логопедом. Выполняя специальные упражнения для мышц языка и губ, ребенок учится правильно выговаривать звуки. Дополнительно при нарушениях дикции назначается логопедический массаж, который помогает мышцам речевого аппарата обрести нормальны тонус. Логопед проводит занятия и на аудиотренажере, во время которых ребенок может, не отвлекаясь на посторонние звуки, слышать логопеда и свой голос.
На помощь специалистам приходят и современные технологии — в «Реацентре Санкт-Петербург» для стимулирования психоречевого развития ребенка активно применяется микротоковая рефлексотерапия. Это авторская разработка сотрудников Центрального отделения федеральной сети клиник «Реацентр», которая разрешена Минздравом для лечения детей с задержкой психоречевого и двигательного развития.
Ее задача — способствовать восстановлению нормальной работы головного мозга. Для этого используются сверхмалые импульсы — они похожи на те, которыми нервные клетки сами по себе обмениваются в норме. А в данном случае эти импульсы должны «разбудить» в мозге малыша «молчащие» нейроны речевых зон. Импульсы помогают повысить речевая активность, набирается словарный запас, малыш начинает строить более сложные фразы и охотнее идет на контакт.
Дополнительным эффектом от микротоковой рефлексотерапии может быть снижение возбудимости и агрессии, избавление от головных болей и уменьшение истерик, улучшение памяти и внимание, нормализация сна. А для детей, у которых есть также проблемы с мышечным или опорно-двигательным аппаратом, микротоковая рефлексотерапияпомогает нормализовать мышечный тонус и развить навыки движения.
Еще одна новинка, которую применяют в «РеаЦентре» — биоакустическая коррекция (БАК). В этом случае в качестве раздражителя выступает музыкальный звуковой ряд. Специалисты говорят, что его применение повышает интерес к окружающей среде, дети легче запоминают и анализируют информацию, более активно стремятся познавать мир. Это особенно важно для детей с задержкой психоречевого развития и расстройствами аутического спектра.
Особая подготовка к школе
Важный этап в жизни каждого человека — школа. И отправляя ребенка в первый класс, любой родитель хочет, чтобы его сын или дочь справлялся со всеми нагрузками и учился легко и с интересом. Часто мы видим, что родители отправляют детей на курсы по подготовке к школе. Но есть дети, которым это дается труднее, чем другим — им нужна особая подготовка, которая поможет преодолеть трудности с общением, развить речевые навыки, что упростит обучение чтению, письму и счету. Нужно ли будущему первокласснику пообщаться с логопедом, дефектологом или нейропсихологом — также помогут определить в «РеаЦентре».
В общем, вариантов, при которых может пригодиться помощь чутких и квалифицированных специалистов — много. В «Реацентре» стараются помочь и детям с тяжелыми проблемами — такими как алалия, дизартрия и аутизм, но не оставят без внимания и распространенные проблемы с постановкой звуков или дефицитом внимания. Ведь главная задача — чтобы дети могли вести полноценную, яркую и здоровую жизнь.
ООО «Реацентр Санкт-Петербург» ОГРН 1167847346270 ИНН 7802592080 КП 780201001
Лицензия № ЛО-78–01–007517 выдана 16.01.2017