Как становятся врачами в США: система медицинского образования глазами студента

10:24, 21.05.2013 / Верcия для печати / 14 комментариев

Меня зовут Пол Фрумкин. Я живу в США и собираюсь стать врачом. Поскольку у меня русские корни, естественно, интересуюсь тем, как действует система здравоохранения в России, как здесь готовят медицинские кадры. Хочу рассказать, как американцы получают медицинское образование, сколько лет им для этого требуется, как стать врачом общей практики, дантистом, хирургом, какая существует система оплаты.

Как становятся врачами в США: система медицинского образования глазами студента
Фото: фото с clip.dn.ua

В США доктор — человек уважаемый

Труд врача в США является чуть ли не самым престижным. Восемь первых мест в рейтинге самых высокооплачиваемых профессий в стране стабильно занимают медики. А анестезиолог — самая прибыльная специальность: зарплата этих врачей доходит до 290 тыс. долларов в год. Средняя же зарплата доктора в США — 150 тыс. долларов в год.

Врачи – богатая и влиятельная социальная группа. Но и требований к докторам в Америке предъявляются весьма высокие. Они обязаны иметь не только самый высокий уровень образования, но и на протяжении всей службы совершенствовать его, повышая свою квалификацию. И, конечно, получить профессиональное образование и продвигаться по службе совсем недешево. В общей сложности для получения медицинского образования в США придется выложить от 100 до 150 тыс. долларов.

Американцы привыкли думать, что медицина в США — самая профессиональная в мире. Каждый, кто желает стать врачом и практиковать в Америке, должен пройти очень сложный путь, и исключений не делается ни для кого.

На врача у нас учатся очень долго. Самостоятельную практику врач начинает вести, как правило, только к сорока годам. Никто не ожидает, что все врачи станут гениями, профессорами и академиками, с широкими познаниями и суперподходом к больным. Главное — больной в должен быть уверен, что доктор, к которому он обращается, не совершит грубой ошибки.

Система медицинского образования в США и его структура значительно отличается от той, которая принята в России. Ведь у нас не существует бесплатного высшего образования. Платить за обучение приходится всем студентам — и тем, кто учится в частных вузах, и тем, кто посещает государственные вузы. Социологи утверждают, что расходы образования занимают в бюджете средней американской семьи второе место после покупки дома. Тем не менее, в стране действует система, позволяющая снизить, иногда довольно существенно, финансовую нагрузку на семейный бюджет, которая влечет обучение в колледже или университете. Это возможно благодаря широко распространенной системе стипендий и грантов.

Медицинские школы – так в США называются высшие медицинские учебные заведения – в основном финансируются из бюджетов тех штатов, в которых они расположены. Поэтому при поступлении приоритет отдается в первую очередь жителям данного штата, а во вторую – гражданам США.  

Поскольку профессия врача считается одной из самых престижных, учиться на врача – дорогое довольствие. Это намного накладнее, чем скажем, учиться на экономиста или юриста. Кроме того, организация учебного процесса по этой специальности требует много специализированного оборудования и дорогих расходных материалов (особенно по специализации «Стоматология»). Поэтому плата за обучение в медицинской школе всегда очень высока, и без кредита студенту не обойтись. Стипендии платят только единицам. Об этой системе мы поговорим чуть ниже.

Бакалавриат — обязательная промежуточная ступень

После окончания средней школы в возрасте 18 лет молодой человек должен получить степень бакалавра в университете. Дисциплина особого значения не играет, но лучше, если это будут естественные науки.

Параллельно с получением степени бакалавра студент дополнительно проходит программу обучения на подготовительных медицинских курсах (Pre-Med). Главное — каким врачом вы хотите стать: дантистом или остеопатом, или хотите получить иную медицинскую специальность. От выбранной врачебной специальности зависит то, какой экзамен вам надо будет сдать после прохождения обучения по программе Pre-Med. Например, аллопаты и остеопаты должны сдавать вступительный тест для поступления в медицинский колледж (MCAT), дантисты – тест для поступления в зубоврачебный колледж (DAT), офтальмологи – специальный тест для поступления в колледж офтальмологии (OAT). Ну а тип экзамена определяется в зависимости от предметов, которые вы будете изучать в рамках Pre-Med. Продолжительность программы не ограничена в том смысле, что как только студент пройдёт все необходимые курсы, он может записаться на сдачу экзаменов. Это можно сделать и на третьем, и на четвертом курсе обучения. Здесь всё зависит от самого студента — от того, как быстро он осилит программу.

Например, посмотрим, что из себя представляет тест для поступления в медицинский колледж (Medical College Admission Test). Как правило, его сдают на последнем курсе университета. На экзамене проверяются знания по биологии, химии, физике и по английскому языку. Помимо высоких результатов вступительных экзаменов необходимо иметь хорошие оценки за время обучения в университете и пройти собеседование. Плюсом является наличие опыта работы в области здравоохранения. Конкурс составляет 4-5 человек на место. А в наиболее престижных школах страны на одно место могут претендовать до 10 абитуриентов.

Экзамен можно пересдавать сколько угодно раз. Однако нужно иметь в виду, что о всех ваших попытках узнают все медицинские школы, куда вы будете подавать документы. Поэтому знающие люди советуют не торопиться со сдачей теста и получше к нему подготовиться – если вы завалите экзамен более трех раз, за вами закрепится так называемая «черная метка».

Еще один немаловажный момент – хорошо учиться недостаточно. Чтобы получить положительные рекомендации по окончании обучения, необходимо проводить научную работу. Для этого при каждом и колледже и университете действуют многочисленные кружки и научные общества. Важно принимать участие в их работе, поскольку рекомендации от научных руководителей являются хорошим плюсом при поступлении в медицинскую школу.

Можно пойти учиться на медсестру. Отделения подготовки медсестер открыты в составе многопрофильных колледжей, а также работают отдельные специализированные сестринские колледжи (College of Nursing). Учеба на сестринском отделении включает практику в госпиталях, школах, коммунальных агентствах, центрах для бездомных. Учащиеся постигают основы охраны здоровья, медицинскую этику и другие предметы. Лучшие программы аккредитованы при Национальной лиге медсестер (National League of Nursing). По завершении обучения может присваиваться степень бакалавра наук (Bachelor in Science).

Желающие стать врачами могут подать заявление в медицинскую школу, лишь пройдя обучение в университете.
 
Пол Фрумкин, США
(продолжение следует)

Источник: ria-ami.ru

Рубрики: Зарубежная медицина, Общество

14 комментариев Оставить комментарий

Хороший материал о лучшей в мире системе подготовки врачей. Жду продолжения о постдипломном образовании.
На мой взгляд, если откинуть технические моменты, то главные факторы, качественно отличающие подготовку специалистов в развитых странах это независимая и объективная система контроля знаний в ходе обучения и дальнейшей деятельности.Как было подмечено автором, врач в США и Европе проходит такой путь, при котором некомпетентный специалист никогда не получит лицензию. Для поступления в резидентуру должен быть минимальный проходной балл, а дальше,чем сложнее (=больше оплачиваемая) специальность, тем более высокий балл нужно иметь. Таким образом, студенты со средними данными не попадают в нейро- и кардиохирурги. И никаких платных ординатур, позволяющих попасть туда независимо от уровня подготовки, нет.
А что в России? Выпускные экзамены, как правило, чистой воды формальность. На дальнейшее обучение их результат особо не влияет, потому как в платную ординатуру у нас готовы взять всех и в любом количестве. А сама ординатура это вообще стыд и позор, всем абсолютно накласть, какой специалист будет на выходе. Для того, чтобы в итоге получить сертификат, достаточно выполнить основные формальные мероприятия в ходе ординатуры, т.е. в каком-то варианте посещать лекции, семинары и зачеты. Отчисляют обычно только тех, кто откровенно забивает (=прогуливает более 50% рабочего времени), потому как каждый отчисленный это потеря денег для учебного учреждения. При этом можно за всю ординатуру не выполнить ни одной самостоятельной операции, и все равно тебе торжественно вручат сертификат.
В итоге в странах с развитой медициной врач это определенный продукт, эталон качества. Он действительно может и не быть гением, но быть дилетантом - никогда.
В России это лотерея, повезет, попадешь к энтузиасту, читающему книги и тратящим собственные деньги на свое обучение (но с каждый годом вероятность такого джекпота все ниже!), не повезет - к молодому хирургу со средним баллом диплома 3,5 или к пенсионеру, методики работы которого больше напоминают фильмы об истории медицины, а не современные подходы.
Но самое печальное, что затягиванием гаек в системе подготовки врачей ситуацию не улучшить. В условиях крайне низкой престижности профессии врача в России это приведет к еще большему некомплекту медицинских кадров. Лично я не представляю, как можно исправить эту ситуацию и довести качество медицины хотя бы до европейского уровня. Очевидно, что нужно глобальные структурные перемены, вливания денег, но даже если спохватиться и заняться этим сейчас (чего не происходит), то результаты получим в лучшем случае лет через 10.

P.S. У меня была личная возможность ознакомиться с системой подготовки врачей в США, Европе и других, в том числе, развивающихся странах, в основном путем общения с коллегами, чтением зарубежной литературы и посещением некоторых лечебных учреждений и подготовки к американскому экзамену USMLE (экзамен, который сдают все выпускники медицинских школ). Хуже системы подготовки и, соответственно, уровня врачей (в целом во всей системе) чем в России, я не знаю. Патриотам, считающим, что в России мы самые умные, можем без инструментов и оборудования оперировать, а тупые американцы лечат только по стандартам и т.д., сразу хочу сказать - ИДИТЕ В ЗАД! Среднестатистический американский врач знает и умеет раз в 10 больше нас. У кого очень высокая самооценка, протестируйте себя по американским или европейским лицензионным тестам (некоторые образцы вопросов можно найти в интернете).

Конечно, все это очень печально, но такова наша объективная реальность. Говоря об уровне наших специалистов я никого не хотел обидеть и подразумевал в первую очередь себя, как участника этой системы.

Понравилась статья, понравился комент. Маленькое уточнение. После окончания аспирантуры занесло меня на месяц в Штаты. Даже думал там остаться. Поэтому помотрел вопросы для поступления в резидентуру за предыдущий год. Клинические вопросы примитв (их 1/3). Уровень нашего 4 курса ( как мне показалось) . А вот осттальные.... очень сложные вопросы по фармакологии. Наши впускники на этом сыпятся. Причем американская фармакология. И лабораторная, инструментальная диагностика с их терминологией. (данные 15летней давности, что сейчас- я не в курсе). Но общаяясь с врачами из Европы - у них один минус. Отсутствие клинического мышления. Правда сейчас выпускники наших вузов тоже этим грешат.

Статья безусловно хорошая, обстоятельная. Про комментарий: Не надо так категорично. У нас была хорошая система подготовки врачей (пишу была основываясь на личном опыте и воспоминаниях студенческих лет). Все, кто действительно хотел стать врачом, а не получить диплом врача сделали это. Система обучения была выстроена очень логично, от простых дисциплин к сложным, от общеобразовательных к узкомедицинским. Конечно, можно было сэкономить на истории кпсс и философии, но время было такое (предвижу комменты по этому поводу, успокойтесь, я продукт своего времени), можно было исключить из обязательных дисциплин физподготовку и добавить клинических дисциплин, но как говорится, большое видится издалека. Были хорошие практические занятия, клинические разборы, СНО (лично фанатела на патанатомии, однажды даже принимала участие в пересадке легкого (эксперименте на собаке) . В интернатуру и ординатуру конечно брали "своих", тех своих, кто светился на кафедре, принимал участие в СНО, делал доклады, ребята, которые хотели идти на хирургический поток с 3 курса дежурили в общей хирургии по скорым дням, на операциях крючки держали. Много было хорошего, какие люди нас учили! ВА Алмазов, ЮЭ Годес, ТБ Журавлева, ГБ Федосеев!! Первую лекцию по анатомии еще Привес читал!! Я видела живого Привеса!! он у меня экзамен по анатомии принимал, 5 поставил. Не было тогда единых стандартов, не было компьютерного контроля, медицина была творческим процессом. Я до сих пор не знаю хорошо это или нет, лечить строго по стандарту. В интернатуре и ординатуре учили тех, кто хотел учиться, вот они знания, бери их, нам не жалко. Конечно были разные студенты, но никого не тащили из курса в курс. И последнее, я пробовала тестировать себя по тестам ERS тесты сложные, вопросы с подковырками, сходу из 5 правильно ответила только на 2, думаю, если бы подготовилась, сдала .


Я тоже видела живого Привеса. Его вывозили в инвалидном кресле, с абсолютно отсутствующим взглядом. Видимо, я училась чуть позже. Половина моих преподавателей категорически не преподавали. Кто-то из них во время занятий оперировал, кто-то пытался это делать. Научили меня значительно позже, в интернатуре, на крайней периферии нашей страны. Благодарна безмерно. Сейчас, из 9 ординаторов, обучающихся на нашем отделении, обучаемы оказались только двое. У остальных отсутствуют элементарные базовые знания, такое впечатление, что мы говорим на разных языках. Зачет по анатомии, самый первый в ординатуре, сдали с ШЕСТОГО раза, тянули за уши. Страшно просить дневник написать в истории болезни, они просто не знают, что должно быть отражено в истории. Но два ординатора просто " греют душу", умнички, их и растим для себя. Даже не знаю, кто виноват.

За статью большое спасибо!!
Абсолютно согласна с первым и предыдущим комментарием:можно долго рассуждать кто и какого профессора видел живым и у кого учился, самородки в россии были и есть-это бесспорно!! Но главное результат- к большому сожалению уровень наших выпускников оставляет желать лучшего, в платную ординатуру и на любую специальность может попасть каждый, готовый за себя платить ( как и в платную аспирантуру, кстати)! Уровень профессионализма врача зависит не только от его личных качеств и стремлений,но и от системы, "взрастившей"его! И к чему все рассуждения о советской медицине,мы живем в новом времени, где нужно адаптироваться под общемировые тенденции,в том числе и в медицине; в эпоху высокотехнологичной мед.помощи на одном энтузиазме и творческом подходе далеко не уйдешь. Можно долго рассуждать,но достаточно посетить обычную городскую больницу, приемное отделение,к примеру......
К сожалению, проблемы такого рода не только в медицине, наблюдается общий упадок интелле ктуального и духовного развития населения!!!
Тем,кто не согласен-чтож, каждый имеет право на свое мнение, наверно, это хорошо,если по-прежнему есть энтузиасты, считающие, что проблем нет!

Хм, я тоже отношусь к тем старперам, кто слушал лекции вменяемого Привеса, ходил с обходами за Алмазовым и Федосеевым. Иллюзий по поводу своего профессионального уровня по сравнению с буржуями не питаю, благо видел немцев в деле. Так что присоединюсь к реалистам - не надо строить иллюзий, господа и дамы, лучше не будет. Учтите, дорогие жалобщики и прогоняльщики нас, неучтивых и недопрофессиональных - те кто придут после нас, вот они реально пугают. Наши учителя ушли, и мы вряд ли сумеем их заменить - традиции высшей школы медицины убиты в 90-е, когда профессора думали не о сохранении традиций преподавания, а о хлебе даже без масла. Новые "профессора" умеют имитировать научную деятельность и снимать деньги за свои "консультации" и "лекции", а учить - слабо. Так что если у врача есть время и желание учиться - он учится сам по западным руководствам, а если есть много денег - то едет учиться за рубеж. И с большой вероятностью там останется. А нам останется... Так-то.

Роман!А иди ка ты в зад сам.у тебя была возможность ознакомиться...А потом -получил пинка под зад? Ты кто такой сейчас - президент американской кардиологической ассоциации.А если нет то давай-до свидания!Тон твой хамский нам врачам питерским не по нраву.Алмазов и Федосеев Астахов и Привес это титаны.по крайне мере они нас выучили и -мы работаем.А о качестве американской медицины я сужу хотя бы по смерти Майкла Джексона это их доктора превратили его в мумию.Взгляд на здоровую американскую нацию со стороны.По улицам ходят 200-килограмовые монстры с 6 складками на загривке и что-то жрут.а 300 и 400 килограмовые монстры жрут дома дерьмо типа гамбургеров.У всех хорошие вставные зубы -а свои то почему сгнили?Пожилые в синяках-доза варфарина не подобрана.Миллионы ходят к психоаналитикам и переев или недоев таблеток стреляют во всех.Кучи гомоосеков лесбиянок трасвеститов и прочих скотоложцев сектантов и кучи алкаголиков наркоманов и проституток.Все что не модно отрезано или пришито пластическими хирургами.Часть населения не может купить себе медстраховку.Домишки разваливаются от ветра машины-тачку на прокачку-у нас таких и на помойке не найти.Одеты во все китайское.Ничего не читают и никогда не были в театре.Да очень маленькая часть населения лечаась у хороших врачей за большие деньги может позволить себе роскошь быть здоровыми.И не надо забывать что Америка тратит на медицину из всех источников 400 000 000 000 долларов.Такчто лузер рма сорри бат ер чанс из некс

А в России нет 200-килограммовых монстров?? Работая врачом-эндокринологом, я каждый день вижу молодых пациентов с индексом массы тела больше 40!!! И у нас нет наркоманов, алкоголиков и проституток???? Посмотрите,пожалуйста, статистику. Мы не одеваемся в китайские вещи??? А население наше начитанное?? Пациенты-студенты не всегда могут назвать правильно название своего ВУЗа!
Я люблю свою страну и Петербург, у нас много талантливых врачей,этого никто не отрицает, но и серьезных проблем (и не только в медицине) тоже очень много!!!!!! Еще раз повторюсь, я рада, что до сих пор есть энтузиасты, считающие что проблем нет!!! Наверно , с таким подходом легче воспринимается наша суровая реальность.

о,да!! В Америке нет, конечно нет, наркоманов, алкоголиков и проституток....Население , наверное, очень начитанное... Это вообще к теме не относится. И по ожирению они все-таки на первом месте.. У нас свои проблемы системы медицины - у них свои (тем кто в розовых очках - посмотрите фильм Джон Кью). Есть плюсы там - есть плюсы здесь. И надо учится друг у друга, а не хаять либо себя, либо их...

друзья, разве дело в том - где меньше моральных уродов - у нас или у них? дело в том, что мы считаем это отклонением от нормы, а они, американцы, прости господи, - не просто принимают это как данность и норму бытия, они еще и преференции пытаются обеспечить всяким психически и морально больным меньшинствам: даешь им квоты в парламенте, в суде, в правительстве, равные права на престол! Разве вы не видите, что америкой правят эти моральные уроды? Или вам завидно? И вы тоже хотите лизнуть американскую длань? Тогда - скатертью дорога! А то, как говорил дедушка Крылов, мы очень любим хаять наше родное отечество, с умилением глядя на "передовой" запад, а живем почему-то все же здесь, в России, пользуемся ее, Российскими благами (а не американскими почему-то. почему же?) и "сало русское едим"..

А можно ли стать врачом в США , если диплом Российский , но вся практика пройдена в Германии и лицензия получена тоже , соответственно , в Германии ?

Прочитал комментарии и ещё раз ужаснулся!
Если столичные "отборные" или элитные, почти рядом с "Папой-паханом" находящиеся и получающие львиную долю расходов бюджета на медицину врачи такого мнения , то что говорить о нашей провинциальной или окраинной медицине. Она вообще больше наверно преступление чем оказание помощи больному.
Сейчас хотят исправить положение увеличением срока обучения или закручиванием гаек.
Хотя причина в распущенности, отсутствии дисциплины у руководителей.
В России не две беды , а три: "Дураки, дороги и руководители".
Вот главная причина.

Где лучше начинать учебу на врача: в США или в России?

Написать комментарий:

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Читать дальше



Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×