Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Портрет среднестатистического врача современной России

Как выглядит и думает современный доктор и почему он выглядит и думает именно так, рассказал директор маркетингового агентства Cegedim Strategic, фармэксперт, организатор группы "Мнения о здравоохранении" в facebook (запрещенная в России экстремистская организация) Давид Мелик-Гусейнов.

28 апреля 20124
Портрет среднестатистического врача современной России
Источник:
фото с clip.dn.ua

Портрет среднестатистического врача современной России нам всем хорошо знаком: женщина, 45+, самые красивые вещи, купленные лет 10 назад, одеваются на конференции и в день медика. Пациентам, руководству, чиновникам - всем им от нее что-то надо, причем ежедневно и желательно в письменной форме. Она хочет знать больше, но знания черпает от неумелых медицинских представителей или разгадывая сканворд в троллейбусе по пути домой. Ее дети пошли учиться в медицинский, она в ужасе от бесперспективности этого выбора. Она понимает, что годы начинают щелкать все быстрее и быстрее, но решиться на то, чтобы изменить себя и окружение, не может.

Доктор-2012 постарел, стал беднее, имеет меньше возможности в доступе к знаниям. В его кабинет поставили компьютер, но не научили, как его включать. Окна заменили на пластиковые, покрасили стены и положили резиновый коврик при входе. Но все это не изменило самого врача. Он продолжает лечить ради процесса, а не замотивирован на результат. Он рекомендует, а не выписывает лекарства. Он пришел на работу утром, ночью до этого продежурив в стационаре.

Утром в новостях ему сказали, что где-то в Москве вдруг посчитали, что в стране не хватает врачей. Нужно еще полмиллиона добавить. Еще полмиллиона таких же как и он? Изможденных, уставших, невыспавшихся, бедных, грустных и бесперспективных специалистов.

Постараемся разобраться, как это произошло, что при количестве более 60-ти медицинских вузов, выплескивающих ежегодно более 120 тысяч специалистов-врачей, образовалась острая нехватка. В России в среднем на одного врача приходится порядка 280 пациентов (количество населения разделили на количество практикующих врачей). Европейские показатели выглядят куда более скромнее: Франция - 340, Германия - 370... Продолжить? Откуда получилось так, что наш врач, обслуживая меньшее количество человек, еще и находится в количественном дефиците? Т.е. вывод - в России избыток врачей?

Прочтя эти строки, умудренный пациентским опытом читатель, упрекнет меня в том, что если избыток, то почему постоянно очереди к врачу, почему, уволившемуся лору в районной поликлинике не могут найти второй месяц замену? Этому есть конкретные ответы. В этих ответах мы заложили и наши рекомендации отраслевому министерству, что делать с нехваткой врачей.

1. После окончания вуза, врач должен "прийти" в профессию. К сожалению, российские выпускники медицинских институтов и академий, часто выбирают более денежные специальности - уходят в медицинские представители фармацевтических компаний, работают в частных косметических кабинетах, проводя нехитрые процедуры по чистке лица, или вообще остаются без работы (что часто бывает с врачами женщинами после периода рождения и ухода за ребенком). Всех, безусловно, в профессию не вернуть, но для каждого фактора риска, мотивирующего врача "свернуть" влево, государству надо иметь весомые аргументы для убеждения. Особенно, если будущий врач обучался в государственном вузе за государственные деньги. Это не увеличит эффективность врачей, но несколько расширит контингент сотрудников отрасли. По нашим оценкам, более 100 тыс получивших медицинское образование, сегодня работают вне отрасли.

2. В системе здравоохранения работают, в основном, люди старшего возраста (45+). Средний возраст организатора здравоохранения 56 лет, главного врача - 54 года, участкового врача терапевта - 51 год. Есть и сравнительно молодые специальности, так, например, врач-генетик - 28 лет, гинеколог - 34 года. Чувствуете разницу? Те специальности, которые сейчас находятся в большем фаворе у частного бизнеса, оттягивают на себя больше молодых кадров. Молодой специалист хочет хорошо зарабатывать, хочет работать больше, доказывать свою состоятельность, но в государственной системе ему этого делать не дают. Во всем виновата, на мой взгляд, пресловутая система мотивации. Врач получает фиксированный оклад за процесс. Нет второго элемента мотивации - бонус за результат. Системе оплаты труда врачей должен быть добавлен такой мотивационный фактор. Вылечил (важно - именно вылечил, а не пролечил) не 5, а 10 пациентов, получи за это дополнительные деньги. Причем бонусная часть вознаграждения должна быть сопоставима и достижима основной части заработной платы.

3. Врач в России - больше, чем врач. Он еще и писатель. Он много уделяет время тому, что ему приходится много заполнять (от руки) всяких статистических форм, отчетных документов и т.д. На прием пациента, полноценный его осмотр практически не остается времени. Пора освободить врачей от ежедневных уроков чистописания. Поставили ему на стол компьютер, покажите ему, где кнопка "пуск" для входа в программы. Весь процесс должен быть отцифрован. Самая больная тема - это отцифровать истории болезней пациентов. На это выделяются даже федеральные деньги, но полноценно освоить их в регионах удается не всем. Проведенный опрос населения показал, что 35 % даже могут финансово поучаствовать (т.е. доплатить из собственного кошелька) за отцифровку своих историй болезней. Их напрягает ситуация с постоянной утерей их амбулаторных карт, процедуры "хищения" карты из регистратуры районной поликлиники с целью показать ее другому специалисту и т.д.

4. Любой человек, даже глубоко убежденный консерватор, хочет узнавать в жизни что-то новое. Врачи - не исключение. Медицина и фармакология каждые 7 лет удваивают накопленные знания и опыт. Понятное дело, что разовое повышение квалификации врача за пятилетку не совсем то, что нужно, и вряд ли как-то мотивирует. Врач должен получать непрерывно новые знания, постоянно повышая свою квалификацию. Принял участие в научной конференции - получи балл за повышение квалификации. Прошел электронное тестирование - получи еще один. На Западе такие системы используются достаточно давно. Кстати, непрерывное образование позволит врачу больше времени быть на своем рабочем месте, а не отлучаться на пол года в поисках новых знаний на курсах усовершенствования.

5. Если государство нанимает врача на работу, то надо создать комфортные условия для нее. Участвуя во многих врачебных конференциях, я прихожу в унылое и жалкое состояние, когда врачи просят для своей работы элементарное - канцелярские принадлежности, белый халат, не говорю уже об организованном питании на рабочем месте. Именно поэтому многие врачи так "радуются" приходу медицинских представителей фармкомпаний, которые все это приносят - ручки, халаты и даже еду. Слово "радуются" я намеренно взял в кавычки.

6. Поликлиника и больница - не социальный приют. Не от хорошей жизни люди старшего поколения приходят в эти заведения. Однако их цель часто бывает не медицинская, а социальная - поговорить о жизни, проверить на всякий случай правильно ли стучит сердечко. Сегодня, по оценкам Высшей школы экономики, в России 40 % госпитализаций носит социальный мотив. Ложусь в больницу, чтобы получить хоть какие-то медикаменты и поесть. Этими медикаментами можно лечиться амбулаторно, т.е. в домашних условиях, а еду можно получать через социальные службы.

7. Начните уважать врача. Не заставляйте его бояться прессинга со стороны руководителя ЛПУ или чиновника в аппарате управления. Дайте ему возможность лечить в рамках существующих стандартов и схем. Не должно звучать тезиса о том, что "в прошлом месяце мы тут столько повыписывали дорогих лекарств, что в этом требуется существенно сократить объем выписки". Врач против своей воли часто выписывает пациенту то, что в этой ситуации требует от него руководитель. Такая практика, к сожалению, распространена в системе льготного лекарственного обеспечения.

Можно продолжить этот список ответов на вопросы. А можно начинать с малого и уже действовать. Особенно назрела необходимость диалога между регулятором и практикующими врачами. Сегодня Минздрав, окружив себя плеядой главных специалистов, не видит проблем на периферии. Главный специалист - мудрый, опытный, состоявшийся специалист, политик, бизнесмен. Он больше погружен в вопросы проработки качества лечения, научных изысканий и т.д. А практикующего врача никто пока не слышит. Диалог назрел.

Источник: facebook (запрещенная в России экстремистская организация).com