Ученые выяснили, как последствия катастрофы в Чернобыле сказались на здоровье следующего поколения

Новое исследование выяснило, есть ли генетические изменения у детей-"чернобыльцев" - тех, кто подвергся воздействию радиации после аварии в Чернобыле в 1986 году. Выводы обнадеживающие - воздействие ионизирующего излучения оказало минимальное влияние на здоровье следующего поколения.

24 апреля 20211
pixabay

Новое исследование, которое провела группа ученых Национального института онкологии США (NCI) в Мэриленде, опубликовано в журнале Science.

В нем участвовали 130 детей, рожденных в период с 1987 по 2002 годы и 105 пар их родителей - чернобыльцев, устранявшиих последствия ЧП или эвакуированных из зараженных регионов и подвергшихся радиационному облучению. Возраст отцов на момент облучения составлял от 12 до 41 года, на момент зачатия - 29. Средний возраст матерей - 27 лет.

Исследователи изучили геномы детей "чернобыльцев" и отслеживали мутации de novo - те, которые есть у ребенка, но не было у родителей.

Исследование показало, что родители, подвергшиеся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльском ядерном реакторе в 1986 году, не передали генетические изменения, вызванные радиационным воздействием, на своих детей. Характеристики мутаций de novo, обнаруженных у детей, были аналогичны характеристикам в общей популяции.

"Наш анализ показал, что если воздействие на ДНК зародышевой линии и имело место, оно было уникально или незначительно. <…> Таким образом, мы не подтвердили трансгенеративный эффект ионизирующего излучения на ДНК зародышевой линии человека», — пишут ученые.

Исследователи заявили, что это доказывает, что воздействие ионизирующего излучения оказало минимальное влияние на здоровье следующего поколения.

Эти выводы могут быть очень полезными для тех, кто обеспокоен тем, что не может иметь детей после воздействия радиации в результате различных аварий, отмечают ученые.

Взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, произошел в ночь на 26 апреля 1986 года и стал самой смертоносной ядерной аварией в истории человечества. В радиусе 30 километров от АЭС создали «зону отчуждения», а в ликвидации последствий ЧП, по разным оценкам, участвовали от 600 до 800 тысяч человек. Взрыв унес жизни около пятидесяти человек, миллионы подверглись воздействию опасной радиации, а окончательное число погибших от долгосрочных проблем со здоровьем оценивается в 200 000 человек.