Захар родился в городе Белово Кемеровской области раньше срока, на 34-й неделе беременности, с редкой сложной аномалией сердца. У мальчика отсутствовал один из сегментов самой крупной артерии – аорты. Кровоснабжение осуществлялось через артериальный проток (эмбриональный сосуд, который в норме закрывается в первые дни жизни). Сразу после рождения малыш находился в критическом состоянии, без операции он мог умереть. Часто этот порок, как и в случе Захара, сочетается с дефектом межжелудочковой перегородки (патологическим сообщением между желудочками сердца).
«Подозрение на порок сердца у ребенка мне поставили на 20-й неделе беременности. При повторном обследовании на 25-й неделе диагноз подтвердился. Медики сразу сообщили о тяжести заболевания, советовали прервать беременность. Но мы с мужем ждали этого ребенка, хотели сына. Врачи роддома обратились за консультацией к специалистам Центра Мешалкина. Ответ пришел незамедлительно – готовы принять на операцию», –
Ребенка доставили в клинику на седьмой день после рождения, он весил 2,2 кг.
«У малыша был диагностирован критический врожденный порок сердца, требующий хирургической коррекции в период новорожденности, – перерыв дуги аорты. Ситуация была осложнена тем, что у ребенка редкая анатомическая аномалия развития сердечно-сосудистой системы – правосторонняя дуга аорты, тогда как в норме аорта располагается слева от сердца. Хирургическая коррекция порока в данном случае связана с риском сдавливания правого бронха аортой, что чревато острым нарушением дыхательных функций и требует повторного вмешательства», – комментирует детский сердечно-сосудистый хирург Юрий Кулябин.
Сначала врачи установили мальчику специальный стент, чтобы он смог развиваться и набирать вес в ожидании операции. Через некоторое время обследование показало, что участок, в котором артериальный проток соединяется с аортой и в который был установлен стент, начал зарастать. «Ребенок стал терять вес, прогрессировала сердечная недостаточность. К тому моменту малыш весил уже меньше, чем при рождении. Мы попытались расправить стент с помощью баллона, однако сужение осталось. Необходимо было принимать экстренное решение о радикальной коррекции», – рассказывает Кулябин.
Кардиохирурги прооперировали Захара, когда ему исполнился месяц. Операция длилась 5 часов, врачи восполнили недостающий сегмент аорты лоскутом из гомографта (бипротез сосуда) таким образом, чтобы в дальнейшем не пережать бронх. Межжелудочковый дефект закрыли заплатой из биологического материала.
Операция прошла успешно, малыш начал быстро восстанавливаться и набирать вес. Через две недели его перевели в отделение к маме.
© ДокторПитер