Благодаря современным лекарственным препаратам и хирургическим технологиям, медицина сегодня может справиться с большинством острых состояний и инфекционных болезней. Но трудно решаемыми остаются функциональные хронические проблемы, связанные, например, с неврологическими заболеваниями. Новое отделение реабилитации в Городской больнице №31 на Крестовском острове создано как раз для тех, кто страдает рассеянным склерозом и другими демиелинизирующими заболеваниями центральной нервной системы, которые сопровождаются ограничениями движения и другими нарушениями.
Когда детское онкологическое отделение переехало из 31-больницы в Онкоцентр в Песочном, было принято решение создать на освободившихся площадях новое отделение – медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями ЦНС, ориентированной на пациентов с рассеянным склерозом. Из городского бюджета было выделено 33 млн. рублей на капитальный ремонт и еще 32 млн. рублей на закупку современного оборудования для восстановительного лечения. За 2,5 месяца все работы были выполнены. Учитывая особенности пациентов, передвигающихся с помощью колясок, ходунков и тростей, существующие помещения не стали приспосабливать, а полностью реконструировали так, чтобы можно было использовать современные лечебные технологии и создать так называемую безбарьерную, комфортную и безопасную среду.
Отделение рассчитано на 35 стационарных коек, в планах – организация лечения в режиме дневного стационара для мобильных пациентов. В процессе реабилитации будут задействованы парковая зона больницы и набережной реки Крестовки – построен дополнительный выход из отделения в парк с пандусом и лифтом.
Коллектив отделения состоит из молодых специалистов (до 40 лет), имеющих опыт работы с этими пациентами и знакомых с опытом пока немногочисленных отечественных и зарубежных клиник, занимающихся медицинской реабилитацией пациентов с рассеянным склерозом.
- Работать с каждым пациентом будет мультидисциплинарная бригада, в которую входят невролог, врач по реабилитационной медицине, инструктор по адаптивной физкультуре (ЛФК), эрготерапевт, психолог, имеющий и квалификацию нейропсихолога (специалист, корректирующий эмоциональное состояние и когнитивные функции), медсестры по реабилитации, - рассказал «Доктору Питеру» заведующий отделением реабилитации Глеб Макшаков. - То есть одновременно решается весь комплекс его проблем с помощью разных специалистов. Именно такой алгоритм работы Минздрав сейчас пытается внедрить на уровне реабилитации. То есть, предпринимает попытку уйти от сегодняшнего подхода, когда у человека, допустим, есть нарушения в движении ноги, только ногой и занимаются. А может он и не хочет ходить? Ему так комфортно, и он очень боится, что, когда пойдет, будет падать и набивать шишки. С одной стороны, ему необходимо работать с психологом, с другой, реабилитолог объяснит, что после курса реабилитации прежней устойчивости при ходьбе не будет, но можно ходить с поддержкой, с тростью, например, и продолжать работать, вести активную жизнь. Вообще, прежде чем приступать к восстановительному лечению, надо понять, что человек хочет от него получить. И выяснять это должен не невролог, даже если он специализируется на лечении рассеянного склероза. Потому что он знает только то, чему его учили, а это всегда однобокие знания. В отличие от «узких» специалистов, реабилитолог смотрит на человека в целом и начинает с главного. Например, с депрессии – это состояние не позволит пациенту вернуться на тот уровень развития, в котором он пребывал прежде, что бы мы не делали.
Реабилитация пациентов с рассеянным склерозом в мире активно развивается, потому что доказана ее эффективность: улучшаются двигательные функции, переносимость физических нагрузок.
– Представим себе неповрежденный рассеянным склерозом мозг - у него активно работает 2-3 центра. Когда один из них повреждается, включаются другие, чтобы компенсировать потерю активности основного центра. Поэтому многие пациенты не чувствуют своих проблем, даже когда развивается рассеянный склероз и появляется очаг демиелинизации: мозг способен автоматические переключать ответственность за какие-то функции на другие центры, - поясняет Глеб Макшаков. - Но чем больше таких центров повреждено, тем меньше у него остается возможностей для маневра. Кроме того, из-за возраста, вредных привычек, сопутствующих заболеваний, эффективность работы этих дополнительных центров снижается, появляются новые нарушения или усугубляются те, что уже есть. Например, человеку с трудом давалось движение одной ногой, а со временем он стал ее приволакивать. Задача реабилитации — сделать так, чтобы активными стали те, основные центры, несмотря на то, что произошли физиологические изменения (разрушилась миелиновая оболочка), и ослабленная или утраченная функция вернулась. Чтобы миелиновая оболочка, страдающая при рассеянном склерозе, восстанавливалась, надо уменьшить активность молекул – микроглий (их называют мусорщиками, живущими в мозге), которые препятствуют восстановлению. На это способна аэробная нагрузка. Проведено уже несколько исследований, которые достоверно демонстрируют, как она уменьшает воспаление в голове: 30-40 минут занятий на беговой дорожке так, что учащается пульс и дыхание, снижают активность микроглий, в результате чего улучшаются умственные способности, восстанавливается оболочка.
Как говорит Глеб Макшаков, многие пациенты «что-то знают» — в интернете достаточно информации. Но они получают неструктурированные, отрывочные знания. В результате сегодня начинают подтягиваться, завтра — бегать, потом «садятся на диету», потом покупают тренажер и занимаются на нем непродолжительное время. Все хаотично и многое не нужно:
- Наша задача — научить человека жить так, чтобы он помогал сам себе правильно. Тех, кто лишен способности ходить, конечно, невозможно уже поставить на ноги - у организма есть определенный реабилитационный потенциал. Но после курса реабилитации и их жизнь изменится. Потому что в центре есть условия для работы с симптомами болезни (спастичность, тазовые и координаторные нарушения, утомляемость): оборудован необходимой техникой целый зал для тренировок и физиотерапевтических процедур. Основная цель занятий с применением умной аппаратуры — запустить «перестройку» головного мозга. Кроме того, открыта комната эрготерапии, в которой пациента будут обучать обслуживать себя в быту: готовить, мыть посуду, планировать свой день так, чтобы не испытывать утомляемости.
Работа отделения ориентирована на лечение и обучение одновременно. С достижениями, полученными в ходе реабилитации, знаниями и приобретенными навыками пациент должен вернуться домой и продолжить все, что начато в условиях клиники. Доказано, что режим реабилитации пациентов с рассеянным склерозом эффективен, если она проводится в стационаре курсами по 3-4 недели и общей длительностью до 12 недель. «Мы очень надеемся, что в будущем сможем выполнить эти рекомендации, но пока не созданы специальные тарифы для медицинской реабилитации наших пациентов, выписавшись из клиники, они должны заниматься дома с той же интенсивностью, с которой выполняли упражнения и задания наших специалистов в условиях стационара. А врачи должны контролировать это выполнение. Как? Пока не знаем. Возможно, будем организовывать амбулаторный прием, возможно — продлевать лечение в условиях дневного стационара, - говорит Глеб Макшаков. – В любом случае реабилитация предполагает активность и участие самого пациента в процессе восстановления (поддержания) тех или иных функций. При этом есть одно условие — не следует давать ему в качестве заданий то, что не нравится. Он просто не станет этого делать».
Мультидисциплинарная бригада и создается для того, чтобы специалисты, работающие с пациентом, имели о нем единое представление — чего он хочет и что его в жизни ограничивает. И на основании этого единого подхода, учитывая потенциал, проводили реабилитацию. То есть тем, у кого выявлен рассеянный склероз, но двигательные и другие функции не нарушены, реабилитация позволит не стать инвалидом. Тот, кто потерял возможности ходить, восстановит их до определенного предела. Если не сможет восстановить функцию, его научат все-таки наслаждаться жизнью — пусть, передвигаясь на коляске или с ходунками, но он сможет выходить, наконец, из дома, гулять в соседнем парке с детьми, кто-то сможет и работать.
© ДокторПитер