- Валерий Витальевич, как психологически подготовить ребенка к началу такого важного этапа в жизни ребенка как школа?
- Самая хорошая профилактика психологических проблем в школе — как минимум 2, а лучше 3 года посещать обычный государственный детсад. Все дети, которые по каким-то причинам не ходили в садик, такие проблемы имеют. Детский сад — это не учеба, это школа социализации. Там ребенок должен узнать, что люди бывают разные, поступки бывают хорошими и плохими, одна воспитательница кричит, а другая разговаривает ласково. Родители порой на это обижаются, а разве в жизни ребенок будет встречаться только с хорошими и ласковыми людьми? Многие из обеспеченных семей могут нанять своему ребенку 5 педагогов, которые, безусловно, дадут ему знания. Но интеллект и накопленный объем знаний определяют далеко не всё. Бывает, умнейший ребенок, но эмоционально он к школе абсолютно не готов. При малейшем конфликте у него может возникнуть серьезная психологическая травма.
- Стоит ли родителям вмешиваться в конфликты ребенка с одноклассниками и как это правильно делать?
- Примерно 95% детских конфликтов не нуждаются в участии взрослых. Сегодня родители часто вмешиваются в ситуации, когда этого делать не надо. Например, мальчик дернул девочку за косичку, а у девочки из-за этого истерика или она вообще отказывается ходить в школу. В этом случае родителям девочки стоит понять, что не мальчик виноват в этом. Это девочку надо научить адекватно реагировать (а где-то и не реагировать) на конфликтные ситуации, может быть, с помощью психолога или психотерапевта. Или два мальчика друг друга обозвали, толкнули — родители начинают какие-то разбирательства. Это же абсурд. Родителям, прежде всего, надо разговаривать и объяснять своему ребенку, как постоять за себя. Мальчиков надо учить давать сдачи, но это совершенно не означает, что надо лезть в драку по малейшему поводу. Это признак нездоровой импульсивности, а не силы. Папа должен объяснить ребенку, что сильный человек реагирует кулаками только по из ряда вон выходящему поводу. Реагировать надо адекватно, в зависимости от ситуации.
В то же время при конфликтах ребенка со старшеклассниками или взрослыми прилюдно родители должны безоговорочно вставать на защиту своего ребенка. Даже, если, скажем, на него накричали по делу. Далее могут быть два варианта развития событий — одна мама ничего больше делать не будет, что неправильно. Другая — дома разберет ситуацию с ребенком и объяснит, в чем тот был неправ. Это правильные действия.
В целом же не надо сводить проблемы ребенка к поведению. Поведенческая реакция на стресс более зрелая, чем реакция организма. Когда человеку некомфортно, он реагирует либо поведением, что более благоприятно, либо переживанием стресса внутри - тогда может пойти реакция по типу невроза (тики, энурез, заикание) или развития психосоматических нарушений (повышение давления, нарушения работы ЖКТ и т. д.) Это уже более сложные и опасные вещи. Поэтому разумное нарушение поведения — это защита организма от неврозов и психосоматических заболеваний.
- Как научить ребенка не сильно переживать из-за плохих оценок или критики учителя, но в то же время не развить в нем безразличия к успеваемости?
- Я всегда объясняю ребенку и родителям, что школа — это очень важная и нужная, но все-таки игра. От оценок не зависит дальнейшая жизнь ребенка. Гораздо важнее — научить его гибкости, умению перестроиться, быстро усваивать материал, использовать ассоциативное мышление. Неучем, конечно, быть плохо, но стремление к одним пятеркам — путь к неврастении. Иногда родители ставят повышенные планки для своего ребенка, а иногда это делают сами дети.
- Как родителям привить ребенку аккуратность и исполнительность при выполнении домашних заданий, не вызвав отторжения к учебе в принципе?
- Если бы была такая возможность, я бы вывел родителей из системы подготовки уроков. Я за то, чтобы ребенок делал уроки сам с первого класса, сам строил отношения с учителем, а родители только помогали ему в случае необходимости. Когда мать сидит с ребенком, и он делает из-под палки уроки, у меня возникает вопрос — кому это больше надо? Это надо маме, которая хочет быть нужной. Говорят, и осла можно дубинками загнать в воду, но пить он не будет. Надо не заставлять делать уроки, а говорить об успехах тех, кто их делает, учиться, упорно занимается в секциях. Может быть, показывать на своем примере.
- Когда и в каких случаях надо давать ребенку самостоятельность, сохраняя лишь ненавязчивый контроль?
- Я бы по максимуму давал самостоятельность, предварительно объясняя, что, как и почему. Чем больше самостоятельности, тем лучше. Конечно, ни один врач не может прогнозировать ситуацию и быть на 200% уверенным в безопасности ребенка. Я сам родитель и хорошо понимаю тревожность мам. Но не надо доходить до абсурда — к примеру, провожать ребенка в школу до 7-го класса, формируя у него инфальтильность и позоря его перед одноклассниками. Тревожная мама — не синоним хорошей мамы. Можно в первом классе отводить ребенка до школы, а начиная со второго проводить эксперименты и наращивать степень самостоятельности — мама идет на расстоянии 10 метров, потом 100 метров, потом провожает до середины пути. Материнский контроль необходим, но не надо звонить каждые полчаса и спрашивать ребенка, где он. Достаточно приучить, чтобы он сам отзванивался в случае изменения планов — скажем, захотел после уроков немного погулять с друзьями около школы.
- Как создать позитивный настрой перед началом школы?
- Можно вместе с ребенком ходить покупать вещи к первому классу, интересные школьные аксесуары. Или рассказывать ему о своем школьном опыте. Не надо идеализировать и рассказывать только хорошее, но при этом любой рассказ обязательно должен заканчиваться позитивом. Меня обижали, но я начал заниматься спортом, и меня перестали обижать. У меня было мало друзей, но я увлекся военной техникой, прочитал интересные книги и рассказал об этом ребятам, и у меня появилось больше друзей. Основная цель родителей — сформировать успешность своего ребенка.
© ДокторПитер