Предыстория. 5 ноября 2018 года в калининградский роддом №4 поступила женщина, 6 ноября она родила недоношенного мальчика с экстремально низкой массой тела (700 граммов) на сроке беременности 23 недели и 3 дня. В родильный дом для перевода ребенка в Перинатальный центр была вызвана неонатальная реанимационная бригада, в состав которой входила врач анестезиолог-реаниматолог Элина Сушкевич. Однако состояние глубоко недоношенного пациента было настолько тяжелым, что перевезти его в перинатальный центр было невозможно, несмотря на усилия врачей, он умер в роддоме.
В Калининграде работала группа следователей из Петербурга. Сначала было предъявлено обвинение и.о. главного врача Елене Белой в превышении должностных полномочий: по версии следствия, она дала указание остановить оказание реанимационной помощи новорожденному (не вводить дорогостоящий препарат — сурфактант).
Затем Петербургский СКР возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство малолетнего, заведомо находящегося в беспомощном состоянии»). В новом варианте обвинения Белая стала организатором убийства новорожденного, а Элина Сушкевич — его исполнителем. «... осознавая, что последующим наиболее вероятным летальным исходом его жизни будут ухудшены показатели медицинской статистики родильного дома, что может негативно повлиять на её дальнейшее назначение на должность главного врача, а также желая сэкономить затрачиваемые на поддержание жизнеобеспечения новорожденного ресурсы родильного дома приняла решение об убийстве новорожденного. Для совершения убийства малолетнего Белая привлекла врача Сушкевич, прибывшую в составе реанимационной бригады для оказания ребенку медицинской помощи и дальнейшей его транспортировки в перинатальный центр, с которой она предварительно обсудила способ убийства ребенка. Затем по указанию Белой Сушкевич ввела смертельную дозу лекарственного препарата «Магния сульфат» новорожденному, в результате чего наступила его смерть».
Еще в начале расследования в роддоме обнаружились две истории родов: в одной сказано, что младенец появился на свет живым, в другой — умер в родах, об этом сообщает Главное следственное управление Следственного комитета РФ. В рамках нового уголовного дела следствие утверждает, что «по указанию Белой с целью сокрытия убийства малолетнего в историю родов были внесены заведомо ложные сведения о том, что имел место факт интранатальной смерти, то есть гибель плода. Данные обстоятельства подтверждаются заключениями комиссионной комплексной судебно-медицинской экспертизы о причине смерти ребенка, спектрографической и других экспертиз, показаниями очевидца, присутствовавшего при совершении убийства, а также совокупностью других собранных по делу доказательств».
Вчера
За Элину Сушкевич медицинское сообщество выступило единым фронтом
Главный неонатолог Петербурга Юлия Горелик, заместитель главного врача по анестезиологии, реанимации Детской городской больницы №1, сказала «Доктору Питеру», что медицинское сообщество считает происходящее абсурдом:
- Чтобы вообще обсуждать эту историю, надо понимать, что Россия с 1 января 2012 года перешла на критерии живорождения с 22-й недели беременности и веса ребенка от 500 граммов (до этого, такой новорожденный считался поздним выкидышем — Прим. ред.). Это вовсе не значит, что если беременность доношена до 22-й недели, ребенок обязательно выживет. Выживаемость рожденных на 22-й неделе - 3-5%, после 23-й — 50%. То есть дети, по сути нежизнеспособны, а рождаются на таком сроке, потому что есть проблемы либо у ребенка, либо у матери. А мама на протяжении всей беременности не обращалась в женскую консультацию.
Как сообщали еще в ноябре, на ребенка, якобы, пожалели жизненно важного для него сурфактанта — но как выяснилось позже, ему ввели «Куросурф». То есть с самого начала информация пошла недостоверная.
Почему из перинатального центра вызывали анестезиолога-реаниматолога? Такую схему предполагает система помощи таким детям, в Калининграде она такая же, как у нас в Петербурге. Все родильные дома сразу ставят на учет ребенка, нуждающегося в реанимационной помощи, в реанимационно-косультативный центр. И мы, оценивая очередность в зависимости от состояния ребенка, высылаем в роддома реанимационные бригады. В них входит анестезиолог-реаниматолог, фельдшеры, их задача - из учреждения родовспоможения, которое относится к медучреждению II уровня, попытаться транспортировать ребенка в медучреждение III уровня, в котором созданы условия для оказания высоко-технологичной помощи.
В Калининграде в 4-й роддом выехала в составе бригады один из ведущих в регионе анестезиологов-реаниматологов, чтобы перевезти новорожденного в Перинатальный центр. Ребенок на тот момент находится в так называемом терминальном состоянии. Они пытаются его стабилизировать, чтобы попытаться перевезти. И у нас такие истории бывают. А теперь этого доктора, который всю жизнь занимается тем, что спасает тысячи недоношенных детей, обвиняют в убийстве! Доктор в СИЗО проводит 36 часов и только в субботу ее отпускают под домашний арест.
Неонатологов очень мало, мы все друг друга знаем — от Дальнего Востока до Калининграда: Элина Сушкевич, как все ее коллеги, с этими детьми обращается как с хрустальными вазами, мы делаем невозможное, чтобы их транспортировать, вылечить. А здесь доктору предъявляется такое обвинение, сажают вместе с преступниками в тюрьму.
В интернете сегодня — небывалая с времен дела Мисюриной активность врачей, выступающих против дела Сушкевич.
Российское общество неонатологов
«У нас есть основания полагать, что следствием, сделавшем выводы о виновности нашего коллеги в преступлении, могла быть допущена ошибка. По этой причине Общероссийская общественная организация содействия развитию неонатологии «Российское общество неонатологов», членом совета которого является Сушкевич Э.С., настаивает на максимальной прозрачности следственных действий, на создании государственной комиссии для расследования по данному делу, а также на перепроверке материалов, явившихся основанием для обвинения, Центральным аппаратом Следственного Комитета Российской Федерации».
РОН напоминает, что и экспертиза не всегда оказывается объективной: «В памяти у нас осталась информация, известная из СМИ, о найденных токсических концентрациях спирта в крови у маленького мальчика, попавшего под колеса машины во дворе своего дома, что впоследствии оказалось результатом недобросовестной экспертизы, а также сфабрикованное (с участием сотрудников правоохранительных органов) уголовное дело в отношении небезызвестного журналиста Голунова, получившее широкий общественный резонанс.
В Твиттере на сообщение следственного комитета о предъявленных врачам обвинениях в убийстве
Фонд помощи недоношенным детям «Право на чудо» тоже выступил в защиту врача-реаниматолога Элины Сушкевич. А в Фэйсбуке врачи и не врачи организовали акцию в поддержку доктора #ЯэлинаСушкевич.
© ДокторПитер