Европейская комиссия по лекарствам (ЕМА) два года назад сообщила, что после МРТ с контрастным веществом содержащийся в нем гадолиний накапливается и сохраняется в организме (в коже, костях и мозге), вызывая осложнения.
- Шум, который поднялся вокруг контраста (препаратов — линейных парамагнетиков) пару лет назад, утих. В США приняли решение не идти вслед за Европой и не устанавливать жесткие ограничения для линейных парамагнетиков, которые необходимы для определенных диагностических исследований. И в Японии приняли решение не запрещать их использование для магнитно-резонансной томографии. Только страны Европы заняли оборонительную позицию, отказываясь от применения контраста, - рассказала профессор Татьяна Трофимова, главный специалист по лучевой и инструментальной диагностике СЗФО и Петербурга накануне XI международного конгресса «Невский радиологический форум-2019», который будет проходить в городе 12-13 апреля..
По ее словам, специалисты в нашей стране тоже долго разбирались с этой проблемой и пришли к выводу, что нет должных оснований отказываться от контрастров: «Частота развития осложнений после их использования очень низкая — ниже чем количество реакций, возникающих при пищевой аллергии, укусах насекомых, от бытовой химии и т. д. Самые распространенные осложнения, как правило, легкой степени — чувство жара, беспокойство, тошнота. Но уверенности в том, что они связаны не с отношением к самой процедуре, а с введением контраста, еще надо исследовать».
По данным ЕМА, после использования контрастного вещества появляются депозиты гадолиния (скопления) в веществе головного мозга, например, в дентальных или базальных ядрах.
- Чтобы это произошло, надо провести десятки исследований с внутривенным введением контраста, - говорит Татьяна Трофимова. - Сегодня непонятно, что означают эти депозиты. Говорить об их токсическом воздействии на вещество головного мозга нельзя, потому что его вроде как и нет. Говорить о том, что они приводят к деменции, тоже нельзя, нет в этом уверенности. По сути, есть только одна ситуация, которая может повлечь за собой негативные последствия — это лучевая терапия для пациентов с онкологическими заболеваниями, во время которой депозиты гадолиния могут на что-то повлиять. У нас есть группы пациентов, которым вводится много контрастов, но им необходимы исследования с их применением для динамического наблюдения - они не могут без него обойтись, как бы того не хотелось. И не от отложений контрастного вещества возможна беда у пациента, а от основного заболевания. Появились опасения, что контраст с парамагнетиком вызывает поражение почек — системный нефрогенный фиброз. Вероятность, что человек может с этим столкнуться, невелика. Чтобы это произошло, он должен получать очень массивных дозы гадолиния на протяжении долгого времени плюс иметь индивидуальную непереносимость препарата. Да, есть риск поражения кожи, суставов, но тут цель оправдывает средства — мы же не просто так вводим контраст, а только по показаниям. Без него во многих случаях исследование проводить бессмысленно, поскольку оно неинформативно.
© ДокторПитер