Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Новый метод лечения тяжелого врожденного сколиоза изобрели в Институте им. Турнера

В Институте детской ортопедии им. Турнера разработали метод лечения врожденных деформаций позвоночника у малышей за один этап хирургического вмешательства. Кроме хирургов петербургского института и их коллег из Белоруссии, в мире никто этого не делает. И если до сих пор каждая операция была эксклюзивной, то уже в следующем году они станут постоянной практикой.

20 октября 2017Обсудить

НИДОИ им. Г.И. Турнера и Белорусский НИИ травматологии и ортопедии выиграли союзный грант на совместный российско-белорусский проект - изготовление специальных металлоконструкций для лечения детей с тяжелыми формами сколиоза, его одобрили правительства обеих стран. Изобретенные нашими учеными конструкции позволят сэкономить российскому здравоохранению огромные деньги, считает академик РАН профессор Алексей Баиндурашвили, директор института им. Турнера, главный детский ортопед-травматолог Петербурга:

— По качеству наши металлоконструкции не уступают импортным, и даже превосходят их по отдельным показателям. Производить их будут в России или в Белоруссии. Каждая из них будет создаваться индивидуально под конкретного пациента.

В персонификации конструкций и принципиально новом подходе к коррекции тяжелых деформаций и заключается особенность нового метода лечения маленьких пациентов с травмами позвоночника и его врожденными деформациями.

— Технология основана на индивидуальном прототипировании, - рассказал «Доктору Питеру» профессор Сергей Виссарионов, заместитель директора по науке НИДОИ им. Турнера. - Ее смысл — в раннем выявлении пациентов с врожденными деформациями позвоночника, раннем хирургическом лечении, выполненном по разработанной нами технологии. Она предусматривает хирургическую коррекцию патологических изменений с одновременной установкой персонифицированных конструкций и рассчитана на самых маленьких пациентов — в возрасте до 3 лет.

Как рассказал Сергей Виссарионов, тяжелые деформации позвоночника диагностировать в этом возрасте сложно, а еще сложнее - предсказать характер течения болезни: например, как будет развиваться заболевание у годовалого ребенка, если его обследовали с рождения всего один раз, и у врачей есть только 1 рентгеновский снимок. Времени для наблюдения за состоянием в динамике практически нет, потому что очень важно не упустить сроки - полностью исправить врожденные деформации в ходе одного хирургического вмешательства можно только в раннем возрасте, это позволит ребенку нормально расти и развиваться. 

— Чтобы выявлять и прогнозировать, как будет развиваться врожденная деформация, мы используем молекулярно-генетические и биохимические критерии, которые тоже пока не имеют мировых аналогов, - объясняет Сергей Виссарионов. - И на основании клинической картины и критериев-маркеров мы можем прогнозировать, будет ли прогрессировать заболевание. Если да — надо оперировать. 

Новая технология лечения кардинально отличается от классической, которая по прежнему используется за рубежом и у нас — для детей старшего возраста. Обычно исправление сколиоза (врожденного или возникшего в результате повреждений позвоночника) происходит за счет выполнения нескольких — этапных хирургических вмешательств: металлоконструкции меняются на каждом этапе, постепенно исправляя деформацию. При этом используются стандартные конструкции, изготовленные промышленным способом. 

Для раннего вмешательства - по новой методике хирурги «внедряются» в ходе операции на уровень аномального позвонка, удаляют его и сразу полностью исправляют деформацию, придавая позвоночнику физиологически правильную форму. В этом положении его поддерживают металлоконструкции, изготовленные с учетом анатомических особенностей позвоночника и прочностных характеристик тел позвонков конкретного пациента. С возрастом конструкция убирается. 

Специалисты НИДОИ им. Г.И. Турнера первыми в стране заявили о том, что врожденными ортопедическими проблемами следует заниматься как можно раньше. 

— Еще 10 лет назад мы начали говорить о том, что современные возможности лучевых методов обследования (УЗИ, МРТ) позволяют обнаружить практически все виды патологий опорно-двигательного аппарата еще во внутриутробном периоде развития ребенка, - рассказывает главный детский ортопед-травматолог Алексей Баиндурашвили. - И еще тогда мы начали в Городской детской больнице №1 оперировать в раннем — 10-дневном возрасте, например, детей с удвоением первого пальца, с тяжелой синдактилией (сращением пальцев кисти). Сегодня для беременных женщин Петербурга из групп риска уже организована внутриутробная диагностика во всех роддомах (обследование проводится на последних сроках беременности). И если по результатам обследования обнаруживается патология развития скелета у плода (косолапость, врожденные вывихи коленных суставов, расщепление стоп или  кисти, амниотические перетяжки, нарушающие кровообращение, спинномозговые  грыжи), мы получаем всю медицинскую информацию о течении беременности и анализируем еще в роддоме, какая помощь потребуется ребенку. Если раньше рекомендовалось любую форму патологии кисти, например, синдактилии или полидактилии оперировать в 3-6 лет, то сегодня в Петербурге коррекция этих нарушений проводится намного раньше, то есть с двух месячного возраста.

Теперь за каждым роддомом закреплен свой ортопед. Если с обнаруженной в ходе обследования проблемой можно справиться консервативно, он передает сведения коллегам в поликлинику по месту жительства, а если требуется хирургическое лечение, решает, когда и в какой клинике необходимо оперировать. Прежде специалисты института им. Турнера всех новорожденных пациентов брали на себя, теперь операции проводятся в трех городских детских многопрофильных больницах. Можно сказать, что в нашем городе появилась новая специальность - «неонатальная ортопедия». 

© ДокторПитер