Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Можно ли «выйти» из наркоза во время операции

Мозг человека до сих пор - неразгаданная тайна. Как он реагирует на лекарства, используемые для анестезии, до конца не ясно. И как все неизвестное, анестезиология окружена мифами и домыслами. Развеять их «Доктор Питер» попросил зав. кафедрой анестезиологии и реаниматологии медицинского факультета СПбГУ, профессора Владимира Волчкова.

10 февраля 20153
Можно ли «выйти» из наркоза во время операции
Источник:
Фото: clip.dn.ua

Стремительному развитию медицины мы обязаны анестезиологии. Благодаря ей выполняются сложнейшие многочасовые операции, роды проходят без мучительных болей, кабинет стоматолога перестал ассоциироваться с пыточной. Но несмотря на более чем 150-летнюю историю анестезиологии точного определения анестезии нет.

- Это предмет нейробиологических, фармакологических и прочих фундаментальных научных исследований, до сих пор не завершенных, - говорит Владимир Волчков, - однако совокупность современных знаний и накопленный опыт дают представление о том, что такое оптимальное анестезиологическое обеспечение – то, что мы называем наркозом. Анестезия - общее понятие, включающее обезболивание, миорелаксацию (расслабление мышц) и управление жизненно важными функциями организма – газообменом, кровообращением, метаболизмом и пр. В медицине используются три ее вида: ингаляционная (масочная и интубационная), регионарная (эпидуральная и спинномозговая) и внутривенный наркоз.

- Владимир Анатольевич, при анестезии в родах, в том числе эпидуральной, женщина не чувствует ни схваток, ни ребенка. Считается, из-за того, что ее лишили мучений в родах, нет материнского инстинкта, поэтому лучше, чтобы роды были естественными. Мол, недаром в Библии сказано, что женщина должна рожать в муках…

- Конечно, никто не спорит, что ходить полезнее, чем ездить на автомобиле. Но это не 100-процентная истина, есть люди, которым ходить трудно или даже вредно. У всех рожениц разный порог чувствительности, кроме того, у впервые рожающей женщины и у той, что рожает второй-третий раз, как правило, интенсивность боли разная. Прежде после перенесенных мук о вторых родах многие женщины и думать не хотели. Теперь обезболивание дает возможность избежать неприятностей, связанных с этим процессом. В Европейских странах 40-60 процентов женщин рожают с аналгезией. На материнский инстинкт и отношение к ребенку это никакого влияния не оказывает.

- Эпидуральной анестезии боятся по разным причинам. Одна из них - женщинам не нравится обездвиженность нижней части тела и проблемы с этим связанные.

- Когда впервые возник вопрос о необходимости обезболивания родов, начали применять эпидуральную анестезию с использованием больших доз высококонцентрированных местных анестетиков. А как известно, чем большее количество лекарственного препарата применяется, тем больше побочных эффектов. Она, действительно, обездвиживала полностью нижнюю часть тела.

Это объясняется тем, что в 1980-1990 годах в родах использовалась, скорее, анестезия, чем аналгезия. Аналгезия - один из компонентов анестезиологического обеспечения, при которомпроисходит только обезболивание, а двигательная активность сохраняется и продолжаются нормальные схватки. Для нее используются современные препараты - местные анестетики низкой концентрации. Например, применение 0,5-процентного «Бупивакаина» или «Ропивакаина» в дозировке 10-15 мг вызовет блокаду и болевой чувствительности, и двигательной функции - эффект, неприятный для пациента. А если мы возьмем 0,25-процентный или еще менее концентрированный - 0,1 — 0,175-процентный препарат, то происходит блокада болевой чувствительности, а остальные компоненты анестезии не будут выражены.

За годы применения эпидуральной анестезии появились новые формы лекарственных препаратов, техническое оснащение, а главное, накоплен опыт использования этой методики, которая применяется по индивидуальным показаниям. Причем в акушерстве нередко она используется, как в естественных родах, так и по показаниям при кесаревом сечении (возможно сочетание со спинномозговой анестезией).

С другой стороны, обездвижение нижней части тела бывает необходимо. Например, если нужна операция на ногах. Пациенту надо объяснить, что будут применяться местные анестетики, которые блокируют не только боль, но и двигательную чувствительность. Это нормально.

- Бывает, даже врачи сомневаются в успехе операции не из-за собственно хирургического вмешательства, а из-за общего наркоза.

- Действительно, иногда риск хирургического вмешательства и анестезии несопоставим. Например, степень риска аппендектомии (удаление аппендицита) у пациента в возрасте 90 лет намного больше, чем у молодого человека: наркоз для 90-летнего пациента опаснее, чем сама операция. Тем не менее, сегодня так называемая анестезиологическая летальность в России невелика - составляет до 0,1% среди всех причин смертности. Виноват чаще всего не наркоз, а например, сопутствующая патология, в том числе сердечно-сосудистая. Необходимо взвешенно и тщательно оценивать риск анестезии в каждом конкретном случае.

- Потому и боятся многие – заснуть и не проснуться…

- Безотчетный страх - от отсутствия информации. В плановой хирургии осложнения – большая редкость, но в определенных случаях пациента надо подготовить: анестезиолог должен объяснить механизм действия препарата и последствия «выхода» из наркоза. Если человек знает, что с ним будет происходить, он спокойно принимает все процедуры и их последствия.

Скажем, если человеку нужен ингаляционный наркоз с интубацией трахеи, объясняем, почему это нужно сделать, что будет происходить: в операционной измерим давление, поставим периферический катетер, вы почувствуете небольшой укол - как комар укусит и начнем вводить препараты, а вы в это время будете с нами разговаривать. Далее вы погружаетесь в сон, так как операция будет длиться, скажем, 5 часов, и вы самостоятельно дышать не сможете - за вас это будет делать современный аппарат (в трахею введем специальную трубочку, через которую будет подаваться газово-наркотическая смесь). Когда закончится операция, смесь перестанет поступать, и вы проснетесь с трубочкой во рту. Выполните тесты - поднимете голову, пожмете руку доктору, поднимете ее, и мы трубочку уберем.

(Сколько пациентов умирает от анестезии, узнайте здесь)

- Чувство безотчетного страха вызывает не только собственно наркоз, но и его «надежность». Вас часто спрашивают пациенты: «Могу я проснуться во время операции?»

- Спрашивают, конечно, и такие случаи интраоперационного пробуждения есть. Бывает, что пациенты могли после хирургического вмешательства воспроизвести несколько цитат из разговоров врачей, услышанных во время операции. По данным разных источников, интраоперационное пробуждение происходит в 0,8 - 12% операций с применением общего наркоза. На какое-то время сознание включается, пациент слышит, что происходит вокруг него, но это его часто даже не пугает. Чтобы этого не происходило, во время операции проводится бисмониторинг – специальный аппарат отслеживает глубину сна. Но он не универсальный, может применяться только для определенного вида анестетиков. Поэтому надо внимательно выбирать каждому свой вид анестезии.

- Некоторые не то чтобы боятся наркоза, а не хотят оказываться под его воздействием, испытывают к нему едва ли не отвращение.

- В этом случае, скорее всего, речь идет о тех, кому вводили кетамин – диссоциативный анестетик, применение которого вызывает яркие и насыщенные переживания, иногда это страшные сны. Прежде он применялся при коротких операциях, чаще абортах, которые сами по себе ярко окрашены негативными эмоциями плюс еще страх перед самой процедурой. Этот препарат выявляет то, что есть в человеке, и ничего не привносит извне, от себя. Сейчас его используют строго по показаниям, в том числе и в детстве, - при массивных кровопотерях, в торакальной анестезиологии он может быть препаратом выбора для постоянной внутривенной инфузии.

- Еще недавно можно было услышать предложения запретить закись азота (веселящий газ) из-за популярности у наркоманов. Почему этот, как его называют, устаревший способ обезболивания, используется до сих пор?

- Наркотические препараты тоже могут использовать наркоманы, но это не снизило потребности в них. Закись азота используется с 1742 года, врачи знают, когда ее можно и нужно применять, в том числе при оказании экстренной медицинской помощи. А злоупотребления - не аргумент для запрета необходимого в медицине средства, тем более, что идеальных лекарств не существует.

- Как человек может принять правильное решение в выборе анестезии, если даже в стоматологии ему сложно решить, нужен ли обезболивающий укол или лучше потерпеть боль?

- Все решается степенью риска в каждом конкретном случае. В советское время боль в стоматологическом кресле терпели все. А смысл? Зубы от этого лучше не становились. Другое дело - нельзя расширять показания для наркоза, где их нет. Скажем, при лечении зубов в большинстве случаев общая анестезия не нужна, а только местная.

(Какую анестезию применяют стоматологи, узнайте здесь)

- От чего зависит длительность действия наркоза? Почему один просыпается сразу после операции, другой – через сутки?

- Зависит от вида операции, средств для анестезии, квалификации анестезиолога, преследуемой цели. Если во время операции возникают осложнения, декомпенсация дыхательной и сердечной деятельности или есть необходимость защитить пациента от негативной информации, которая утяжеляет его состояние, намеренно продлевается действие наркоза. Но в большинстве случаев достаточна анестезия только на период проведения операции, а в палате человек своевременно просыпается.

- Среди будущих рожениц есть уверенные в том, что дети, рожденные с применением анестезии в родах, становятся наркоманами. И наоборот, некоторые думают, что у таких детей вырабатывается иммунитет к развитию наркозависимости.

- При выраженном болевом родовом синдроме или при операции, связанной с извлечением плода (кесарево), требуется применение сильнодействующих наркотических анальгетиков. Они могут проникать через гематоэнцефалический барьер (физиологический барьер между кровеносной системой и центральной нервной системой) и попадать в кровь ребенка, вызывая те же побочные эффекты, что и у матери – угнетение дыхания. Но на возникновение наркомании или развитие иммунитета к ней это никак не может повлиять.

Проводились исследования, которые доказывают, что медицинское применение сильнодействующих наркотических препаратов по необходимости и их употребление в случае, когда они не нужны (по желанию), оказывают совершенно разное воздействие на организм. Даже пациенты, которые долго применяют большие дозы наркотических анальгетиков в процессе лечения, наркоманами не становятся.

- Одни утверждают, что после наркоза можно стать импотентом, другие говорят о повышенной возбудимости.

- Нет, наркоз никак не влияет на потенцию – не снижает ее и не провоцирует повышенную возбудимость. У кого она была, у того никуда не денется. Конечно, анестезия уменьшает возбудимость и центральной, и периферической нервной системы, но это временный эффект, он постепенно гасится уже во время операции. Все препараты имеют период выведения, когда он завершается, нарушенные наркозом функции, в том числе потенция, восстанавливаются.

- Многие частные клиники используют термин «медикаментозный сон», чтобы не пугать пациентов словом «наркоз». Например, предлагают проводить неприятное исследование – фиброгастроскопию или фиброколоноскопию в состоянии «медикаментозного сна». Что это значит?

- Это значит, что используется недостоверная реклама. Любое измененное состояние человека с помощью анестезиологических лекарственных средств (обезболивание, сон, обездвиживание и пр.) для диагностики или лечения является тем или иным видом наркоза. Хотя такое понятие, как медикаментозный сон тоже существует. Это когда у вас бессонница, вы принимаете валерьянку или пустырник и засыпаете.

Ирина Багликова

© ДокторПитер