Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Кому лазерная коррекция зрения может помочь, а кому – нет?

В Петербурге в пяти клиниках выполняется эксимер-лазерная коррекция зрения. "Доктор Питер" выяснил, насколько безопасны подобные операции, чем различные методики отличаются друг от друга?

9 августа 20101
Кому лазерная коррекция зрения может помочь, а кому – нет?

Если вы думаете, что мы воспринимаем окружающий мир глазами, то глубоко ошибаетесь. На самом деле мы видим его затылком.

Глаз – это часть нашего мозга, открытая внешнему миру, - периферический компонент зрительной системы, задача которого – световосприятие. По своему строению он напоминает фотоаппарат, в котором роль объектива выполняют роговица и хрусталик, а  роль фотопленки - сетчатка, которая, собственно, и воспринимает изображение. Сетчатка глаза – это та же ткань мозга, очень сложная по строению. Она воспринимает все, что происходит вокруг, и по зрительному нерву импульсы передаются от нее в «центр управления» зрительной системой, расположенный в затылочных долях головного мозга. В нем и происходит формирование зрительного образа. Неслучайно глаза называют не органом зрения, а зрительным анализатором.

Очки в сторону

Но вся эта сложно скроенная природой система оказывается бессмысленной, если, казалось бы, самая простая деталь – линза (роговица) имеет неправильную форму. Дело в том, что она отвечает за преломляющую способность глаза (рефракцию), а значит, и за формирование изображения, и за остроту зрения. В случае если аномалии рефракции организм не может компенсировать, у нас появляются такие проблемы, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Справиться с ними можно, надев очки или линзы, а если ни то ни другое вам не подходит, прибегнув к лазерной коррекции зрения. Эту операцию не называют лечебной, по факту ее, скорее, следует назвать косметической, поскольку она лишь избавляет нас от наружных оптических приспособлений, формируя аналогичную им линзу прямо в глазу. Так что в большинстве случаев если в своих очках пациент видит 8 строчек из 10, то примерно такое же зрение у него будет и после операции.

Конечно, избавиться от «вторых глаз» - перспектива заманчивая. Представьте себе, как вы забываете о необходимости вечно искать их по всей квартире, не беспокоиться о том, куда их пристроить на время занятий в бассейне или на пляже. Особенно радует избавление от окуляров людей старше 40 лет, у которых с возрастом начинает развиваться пресбиопия – возрастная дальнозоркость. Менять бесконечно одни очки (плюсовые) на другие (минусовые) кого хочешь заставит задуматься об избавлении хотя бы от одних.  То есть задуматься об операции.

В Петербурге в пяти медицинских учреждениях выполняется эксимер-лазерная коррекция зрения: в МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова, МЕDИ, «ЭЭксимере», СПбГУ им. академика И.П. Павлова и в Дорожной клинической больнице. Первые три из них на этом рынке медицинских услуг появились первыми, а потому и являются лидерами в этой области офтальмологии.

Эконом-вариант

Лазерная коррекция зрения начиналась почти 25 лет назад с метода фоторефрактивной кератэктомии – ФРК, а по показаниям используется и сегодня. Она длится всего несколько минут: пациенту закапывают обезболивающие капли, в центре роговицы отмечается участок, где будет проходить лазерная коррекция. Затем на этом участке удаляется эпителий и начинает работать эксимерный лазер, который по заранее рассчитанной компьютерной программе испаряет часть ткани роговицы и таким образом моделирует ее новую поверхность. Главный недостаток ФРК – удаление поверхностного эпителия (тонкого слоя ткани, покрывающей поверхность роговицы) и частично других тканей, после чего остается «микроэрозия», которая вызывает ощущение инородного тела, резь, выраженное слезотечение, светобоязнь. Эти последствия продолжаются до тех пор, пока новая поверхность не эпителизируется новыми клетками (2–3 дня). Полностью зрение восстанавливается за 7 -10 дней. Поэтому обычно ФРК делают поэтапно – сначала оперируется один глаз, через несколько дней -  другой. После процедуры закапываются противовоспалительные капли и капли с антибиотиком. Глаз закрывается повязкой. Период восстановления длительный – в течение двух месяцев необходимо регулярно пользоваться препаратами, которые назначает врач.

Поскольку ФРК – недорогое удовольствие, она и сегодня пользуется спросом. Чтобы снизить негативные последствия хирургического вмешательства и при этом оставить эксимер-лазерную коррекцию доступной как можно большему числу пациентов, врачи МНТК «Микрохирургия глаза» усовершенствовали традиционную технологию ФРК. Так появились методики FAREK и ЕpiСар. При методике FAREK (от английского fast recovery – «быстрое выздоровление») за счет применения специальных контактных линз и глазных капель в сочетании с элементом охлаждения снижается болевой синдром и сокращается период восстановления роговицы. При методике ЕpiСар эпителий роговицы не удаляют, а осторожно отодвигают в сторону. Выполняется лазерная коррекция роговицы, после чего сдвинутый в сторону эпителий аккуратно возвращается на место. Его разглаживают и накрывают охлажденной контактной линзой, которая выполняет функцию клапана. Под ней за 2–3 дня эпителий восстанавливает свою структуру. ЕpiСар и FAREK позволяют оперировать сразу оба глаза (как по технологии LASIK) и ускоряют реабилитацию. При этом у них есть серьезные ограничения – методы ФРК применяются при небольших степенях близорукости (до 8 диоптрий), дальнозоркости (до 4 диоптрий) и астигматизма.

Технология класса люкс

LАSIК (лазерный кератомилез) – самый современный вид коррекции зрения, сочетающий микрохирургию и эксимер-лазерную технологию.

- Несмотря на то что по описанию LASIK кажется пациенту намного страшнее, чем ФРК, на деле он более щадящий, поскольку сохраняет природное строение слоев роговицы,– говорит Карен Саркисян, к.м.н., главный офтальмолог клиники МЕDИ. – Как это происходит? Специальным аппаратом – микрокератомом формируется тончайший лоскут поверхностного слоя роговицы и вместе с защитным эпителием откидывается на своеобразной «ножке», а затем проводятся те же манипуляции, что и при ФРК. Обработанная поверхность роговицы накрывается созданным лоскутом. Он удерживается без каких либо средств и приспособлений. Современные лазеры позволяют выполнять коррекцию близорукости и дальнозоркости, в том числе и высоких степеней, а также астигматизма под компьютерным контролем за один сеанс. При этом они способны менее глубоко воздействовать на роговицу и даже работать с тонкой роговицей, корректируя ее неровности, создавая практически идеальную послеоперационную форму, что в результате и обеспечивает остроту зрения более единицы.

Сразу после операции возможно ощущение «песка в глазу», слезоточивость. Но эти ощущения быстро проходят. Часто говорят, что после LASIK пациент может в тот же день сесть за руль автомобиля. И это правда. Но Карен Саркисян не советует этого делать, потому что в первые часы после операции ощущения у каждого все же индивидуальны, а во-вторых, концентрация внимания может быть нарушена – ведь в этот день пациент испытает множество эмоций. Хоть к хорошему (в том числе и зрению) быстро привыкаешь, но какое-то время на это потребуется. Дело в том, что после операции в организме идет процесс адаптации к новому качеству зрения. В этой работе задействованы не только глаза, но и пути, проводящие импульсы, и собственно головной мозг, поэтому в каждом конкретном случае реакция организма будет разной.

Технологии в эксимер-лазерной хирургии развиваются бурными темпами. Не успели офтальмологи порадоваться новым лазерам MEL-80, как появились VISX Star S4 IR, ЕС-5000 CX-III… По мере совершенствования техники воздействие лазерной энергии на роговицу становится все более щадящим, а время процедуры сокращается. Кроме того, сокращается и список противопоказаний для операции. О них врач сообщает на приеме. Но по-прежнему нельзя делать LАSIК и ФРК детям до 18 лет, поскольку воздействие рассчитано на сформировавшийся глаз. Вообще, эти операции проводятся только в том случае, когда близорукость или дальнозоркость не прогрессируют, то есть зрение стабилизировано и вероятность его падения уже не зависит от оперативного вмешательства.

Универсальная линза: пять в одном

Тем не менее, при очень высоких степенях близорукости, дальнозоркости и астигматизма лазерная коррекция нередко оказывается бессильна. Особенно если пациенту уже за 40 и проблемы остроты зрения осложняются начавшимися возрастными изменениями в хрусталике. Что делать в этом случае?

Леонид Балашевич, д. м. н., профессор, директор Петербургского филиала ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова, рекомендует в таких случаях прибегнуть к имплантации аккомодирующей линзы нового поколения. Она позволяет людям любого возраста, даже очень преклонного, обходиться без очков как для дали, так и для близи, освобождает от них и тех пациентов, которым эксимер-лазерная коррекция противопоказана.

Появление этой технологии сблизило два направления в офтальмологии – рефракционной хирургии и хирургии катаракты. В ходе одной операции пациент избавляется и от катаракты, даже в начальной стадии, и от аномалий рефракции (близорукости, дальнозоркости, астигматизма), и от недостатка аккомодации (возрастной дальнозоркости). Поэтому главная аудитория новой медицинской услуги – это люди трудоспособного возраста 35–55 лет, которые нуждаются в хорошем зрении и не хотят мириться с возрастными ограничениями. В этом и заключается ее главное отличие от лазерной коррекции, после которой совсем без очков могут обходиться лишь молодые люди. С возрастом, чтобы видеть вблизи, им все равно придется ими пользоваться.

Аккомодирующая линза – это особая гибкая линза, которая устанавливается методом бесшовной хирургии (хирургии малого разреза) внутрь глаза. Место прокола закрывается самостоятельно – через два часа после начала операции пациент снова становится работоспособным. На следующее утро он обнаруживает, что видит прекрасно и не испытывает никаких последствий хирургического вмешательства. Реабилитационный период заключается в закапывании капель в течение одной недели.

Правда, некоторое время потребуется наблюдение у врача, который приглашает пациента на контрольные осмотры через сутки, через неделю, месяц, полгода и год. Как правило, на этом все успокаиваются, а искусственный хрусталик служит своему хозяину до конца жизни – он не имеет срока годности, поскольку изготовлен из акрилового материала, не подвергающегося разрушению под влиянием внутриглазных жидкостей, и работает неопределенно долго.

© ДокторПитер