Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Парламентские слушания по паллиативу: Ничего не изменится, если мы положим пациента на хорошую кровать

«Мы работаем с неглаженными стариками», напомнила Нюта Федермессер слова одного из основателей хосписного движения в России Андрея Гнездилова сегодня на парламентских слушаниях в Государственной думе. Поэтому принимая закон о паллиативной помощи, следует помнить, что это не поддержание жизненных функций, а качество жизни страдающих неизлечимыми заболеваниями.

11 февраля 20193
Парламентские слушания по паллиативу: Ничего не изменится, если мы положим пациента на хорошую кровать
Источник:
Нюта Федермессер, duma.gov.ru

Паллиативная помощь должна включать в себя все ее стороны — не только медицинскую, но и социальную. Необходимость межведомственного взаимодействия для ее оказания должна быть внесена в законопроект о паллиативной помощи ко второму чтению. Как сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин, оно состоится 19 февраля.

По мнению президента Национальной медицинской палаты Леонида Рошаля, предлагаемый законопроект в том виде, в котором он представлен сегодня, не отвечает задачам и целям поставленным президентом еще в августе 2017 года (поручение о внесении изменений в законодательство РФ, предусматривающих расширение понятия паллиативной помощи, уточнение порядка её оказания гражданам и социального обслуживания неизлечимо больных граждан и формирование единого стандарта услуг): «Не отвечает всем принципиальным задачам, включая структуру и функции паллиативной помощи в стране, организацию управления ею, важные вопросы финансирования - хватит ли у регионов ресурсов? Мы рассматриваем проект как промежуточный, над ним надо поработать, потому что он решает только часть проблем. В будущем нужен единый проект, как социальный так и медицинский». При этом Леонид Рошаль сообщил, что важным в предложенном проекте медицинское сообщество считает заложенный в нем принцип возможности получения помощи в любом регионе, а значит, включение паллиативной медицины в систему ОМС.

- В пояснительной записке к закону сказано, что дополнительного финансирования не требуется. Неправда, требуется, - сказал президент НМП. - Непонятно также, как паллиативную помощь будут оказывать немедицинские работники. Огромная проблема не только детства, но и наша общая проблема - незарегистрированные препараты для детей.

О детских обезболивающих и не только говорила в Госдуме и руководитель московского Центра паллиативной медицины Анна Федермессер:

— У нас по-прежнему нет обезболивающих детских форм. Нельзя по медицинским показаниям ввезти морфин в сиропе из-за рубежа детям, страдающим от хронической боли, а если бы и было можно, то представьте, сколько им надо их ждать, - сказала Федермессер. - Даже когда этот закон будет принят, останутся вещи, которые будут мешать оказывать паллиативную помощь, — необходима декриминализация работы врача, необходимо иметь возможность для пропаганды и информирования людей о необходимом качественном обезболивании, для оказания психологической помощи членам семьи. Мне говорят, что имеют такую возможность все - в своей поликлинике. Нет, ее нельзя получить в поликлинике. Нужно создавать междисциплинарные команды в системе паллиативной помощи: врач, медсестра, диетолог, психолог и ключевой специалист - социальный работник, без него ничего не получится. Поэтому очень важно межведомственное взаимодействие.

По словам Анны Федермессер, по нынешнему законодательству, у субъектов РФ есть право оказывать паллиативную помощь. А в законе следует прописать обязанность регионов оказывать паллиативную помощь:

- Ничего не изменится, если мы потратим деньги на дорогостоящее оборудование, положим пациента на хорошую кровать, но не сможем его обезболить. Или если регион закупит препараты, но мы не избавим врачей от страха работы с опиатами. МСЭ не может обеспечить своевременное присвоение инвалидности страдающим хроническими болями, в то время как сегодня более 40% пациентов находящихся под опекой паллиативных служб, не инвалиды, а значит, они не имеют права ни на необходимые приспособления, ни на бесплатную транспортировку от дома к больнице, например, или к хоспису.  

Предметом обсуждения в ходе слушаний стало предложение Министерства здравоохранения предоставить полномочия по изготовлению обезболивающих сильнодействующих препаратов производственным отделам аптек. Заместитель министра Татьяна Яковлева, говорит, что это временная мера, необходимая в качестве переходного этапа, чтобы выросла доступность сильнодействующих обезболивающих для детей и взрослых. Потому что, несмотря на то, что отечественная фармпромышленность готова взяться за производство таких препаратов, но когда-то они еще к нему приступят, а лекарства нужны уже сейчас. Другие сомневаются: как контролировать использование таких субстанций в по сути коммерческих предприятиях?

Оптимальным выходом в этой ситуации признается ускоренная регистрация зарубежных препаратов. На это предложение отреагировал Вячеслав Володин — предложил для проверки механизма регистрации необходимых лекарств и ее задержек привлечь Счетную палату.

Справка

В больших парламентских слушаниях приняли участие представители 74 регионов, специалисты по паллиативной помощи, сотрудники хосписов, волонтеры. По итогам профильными комитетами подготовят предложения по внесению возможных поправок в законопроект ко второму чтению.

© ДокторПитер