Ученые из Цюрихского университета обнаружили ген, который активирует стресс

Как только мышей избавили от стрессового гена, животные перестали тревожиться и паниковать. Исследователи уверены, что открытие поможет в разработке лекарств от депрессии.

8 февраля 2024
Ученые из Цюрихского университета обнаружили ген, который «активирует» стресс

freepik

Хронический стресс негативно влияет на все системы организма: у человека обостряются различные заболевания, могут появиться апатия, бессонница и даже развиться депрессия. Оказывается, когда мы много нервничаем и переживаем, удар на себя принимает и наша иммунная система, вследствие чего в головном мозге происходят изменения.

Международная исследовательская группа во главе с Цюрихским университетом совместно с Университетской психиатрической больницей Цюриха и Медицинской школой Икана провела исследование, в котором обнаружила новый механизм, «включающий» стресс. Работа опубликована в журнале Nature.

«Мы обнаружили, что стресс увеличивает количество матриксной металлопротеиназы-8 (ММР-8) — фермента в крови мышей. Такие же изменения были зафиксированы у пациентов с депрессией», — говорит автор исследования Флюрин Катомас.

MMP-8 попадает из крови в мозг, где изменяет функционирование определенных нейронов. У мышей это приводит к изменениям в поведении: они замыкаются в себе и избегают социальных контактов.

Чтобы сделать такой вывод, ученые внимательно следили за изменениями в организме мышей. Оказалось, что стресс увеличивает миграцию определенного типа лейкоцитов, называемых моноцитами, в сосудистую систему мозга, особенно в области центра вознаграждения. Эти моноциты производят ММР-8, который участвует в реструктуризации и регуляции сетчатого каркаса, окружающего нейроны головного мозга.

Переводя с научного языка, если MMP-8 проникает в головной мозг, то функции нейронов меняются. Это как раз и приводит к депрессии.

Чтобы доказать свою гипотезу, ученые удалили ген MMP-8 у некоторых мышей. После этого грызунов сравнили с контрольной группой. Результаты оправдали себя: мыши без MMP-8 перестали демонстрировать негативные изменения в поведении, которые бы мог спровоцировать стресс.

«Анализ крови пациентов с депрессией показывает, что результаты мышиных моделей также актуальны для людей: как моноциты, так и MMP-8 были увеличены в крови людей с депрессией по сравнению со здоровыми участниками», — говорят ученые.

Эксперты уверены: исследование доказывает, что существует важность взаимодействия между иммунной системой и мозгом в развитии психических расстройств. Это открытие может помочь в создании новых терапевтических схем для лечения депрессии.

Теперь исследовательская группа планирует клинические исследования, чтобы выяснить, в какой степени на иммунную систему можно влиять путем стимуляции определенных областей мозга, а также как можно применить полученные знания на людях.