Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Будет ли высокотехнологичная помощь оказываться по потребности, решит ФАС

Петербургские адвокаты обратились в ФАС с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. Они просят признать все документы, которыми Минздрав ограничил показания для ЭКО в рамках системы обязательного медицинского страхования, противоречащими закону «О конкуренции».

14 октября 20135
Будет ли высокотехнологичная помощь оказываться по потребности, решит ФАС
Источник:
фото с abcnews.go.com

При этом история с экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО) — лишь повод, который юристы используют как пример для демонстрации неправомерного распределения видов ВМП, переданных в систему ОМС, в медицинских учреждениях частной, городской и федеральной форм собственности. Обращение с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства юристы «Адвокатской группы ОНЕГИН» объясняют попыткой предотвратить ущемление в правах пациентов на оказание разных видов ВМП, а также медучреждений городской и частной форм собственности.

(Почему в Петербурге буксует программа ЭКО, читайте здесь)

12 августа Министерство здравоохранения выпустило приказ № 565н «Об утверждении перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи» — стандартный документ, который издается ведомством каждый год. Однако в этом году он обозначил начало глобального процесса по переводу высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), оказывающейся преимущественно в федеральных медицинских учреждениях, на страховые рельсы. А значит, ее можно будет получить в клинике любой формы собственности (государственной и частной), работающей в системе ОМС.

С 2014 года 19 видов дорогостоящей медицинской помощи и методов лечения будут переведены из высокотехнологичной в специализированную, их оплата ложится на территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС):  

1. Абдоминальная хирургия
2. Акушерство и гинекология
3. Гастроэнтерология
4. Гематология
5. Дерматология
6. Нейрохирургия
7. Неонатология
8. Онкология
9. Отоларингология
10. Офтальмология
11. Педиатрия
12. Ревматология
13. Сердечно-сосудистая хирургия
14. Торакальная хирургия
15. Травматология и ортопедия
16. Эндопротезирование суставов конечностей
17. Урология
18. Челюстно-лицевая хирургия
19. Эндокринология

Опыт перевода дорогостоящей помощи в систему ОМС у Минздрава уже есть: в программе госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2013 год экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), ранее доступное только по квотам на ВМП, должно было оказываться «по потребности», то есть по полису ОМС.

Однако уже через несколько месяцев после утверждения Программы госгарантий Министерство здравоохранения выпускает один за другим нормативные акты, существенно ограничивающие показания для выполнения процедуры ЭКО за счет средств ОМС. Так, несмотря на то, что Минздрав декларировал бесплатное преодоление всех форм бесплодия с помощью ЭКО по полису ОМС, на деле в регионы было передано только лечение бесплодия, обусловленного трубно-перитонеальным фактором. Преодоление всех других форм бесплодия с помощью вспомогательных репродуктивных технологий осталось, как и прежде, за федеральными клиниками.

Территориальный фонд ОМС Петербурга, рассчитав потребность, выделил плановые задания для петербургских клиник на 1594 цикла ЭКО. В итоге к середине октября 2013 года в Петербурге выполнены только 329 циклов, еще 214 петербурженок планируют процедуру в ближайшие месяцы. За 9,5 месяцев года в Петербурге не выполнили и половины планового задания.

ЭКО стало «первым блином» перевода ВМП в систему ОМС. Чтобы эта схема не была использована вновь, «Адвокатская группа ОНЕГИН» обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой признать все документы, которыми Минздрав ограничил показания для ЭКО, противоречащими закону «О конкуренции».

По мнению Алексея Николаева, адвоката Адвокатской палаты Петербурга, такая же ситуация может произойти и в случае перехода в систему ОМС других видов дорогостоящей медицинской помощи.

Например, с 2014 года из средств системы ОМС будет финансироваться высокотехнологичная медицинская помощь по профилю «эндокринология», в которую входит три метода лечения:

  • Комбинированное лечение сосудистых осложнений сахарного диабета (нефропатии, диабетической стопы, ишемических поражений сердца и головного мозга), включая эндоваскулярные вмешательства, реконструктивные органосохраняющие пластические операции стопы, заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии, с использованием мониторирования гликемии после трансплантации почки (код 20.00.001)
  • Комплексное лечение нарушений формирования пола (НФП), ассоциированных с хромосомными аномалиями, дефектами биосинтеза надпочечниковых и тестикулярных стероидов, овотестикулярными изменениями и рецепторной нечувствительностью, включая многокомпонентную заместительную терапию, феминизирующую или маскулинизирующую пластику наружных гениталий (код 20.00.002)
  • Комплексное лечение тяжелых эндокринопатий, включая оперативное лечение (код 20.00.003)


По мнению петербургских юристов, нет никакой гарантии, что Минздрав не разделит (как в случае с ЭКО) эти виды помощи, «отдав» дешевые регионам, а более дорогие — федеральным клиникам, чтобы сохранить самый мощный поток денег за ними. Так, например, по профилю «эндокринология» на систему ОМС может «лечь» оплата терапевтических методов лечения эндокринных патологий, а хирургические останутся за федеральными клиниками. И это несмотря на то, что все виды медицинской помощи без какого бы то ни было ограничения должны полностью перейти на финансирование из фонда ОМС.

Впрочем, с одной стороны, все медучреждения заинтересованы в оказании дорогой медпомощи. С другой — для фонда ОМС обеспечить всех нуждающихся в ней сложно. По словам Александра Кужеля, директора Территориального фонда ОМС в Петербурге, только на оплату операций по эндопротезированию тазобедренных суставов в будущем году фонду потребуется около полумиллиарда рублей.

К концу 2012 года очереди на высокотехнологичные операции ждали около 15 тысяч петербуржцев, большинству из них требовалось именно эндопротезирование тазобедренного сустава. Поэтому сомнительно, что от перевода в систему ОМС этот вид помощи станет для петербуржцев доступнее.

В случае с ЭКО деньги, ранее выделяемые на этот вид медицинской помощи из бюджета Петербурга, полностью перешли в Территориальный фонд ОМС. Готов ли федеральный бюджет сделать то же самое, когда целый комплекс видов дорогостоящей медпомощи перейдет в систему обязательного страхования? На большую часть из них деньги из городского бюджета прежде не выделялись, а значит, бюджеты региональных фондов ОМС не смогут эти затраты компенсировать, и вынуждены будут изыскивать собственные средства. Например, по расчетам Петербургского фонда ОМС, несмотря на увеличения бюджета фонда в 2014 году, уже сейчас понятно, что новая инициатива Минздрава создаст дефицит около 1,5 миллиарда рублей. Заявлений о том, что за специализированной помощью в систему ОМС будут направлены и средства федерального бюджета, со стороны Минздрава пока не было.

Справка

Как Минздрав планомерно ограничивал показания для выполнения ЭКО по полису ОМС:

25 декабря 2012 года — письмо Минздрава №11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (вместе с «Методикой оценки эффективности деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях»), пунктом 11 которого предусмотрено, что «расходы на вспомогательные репродуктивные технологии (экстракорпоральное оплодотворение), не включенные в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемый Министерством здравоохранения РФ, в условиях дневного стационара, осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования».

29 декабря 2012 года — приказ №1629н «Об утверждении перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи». Этим приказом из состава ВМП было исключалось оказание помощи только при бесплодии, обусловленном трубно-перитонеальным фактором. Остальные виды бесплодия оставлены в составе высокотехнологичной помощи.

28 февраля 2013 года — письмо №15-4/10/2-1326, в котором содержится указание на то, что «не подлежит направлению на ЭКО в рамках оказания ВМП... за счет бюджетных ассигнования федерального бюджета пациенты с изолированным трубно-перитонеальным фактором».

© ДокторПитер