Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Если в вашем дворе бегают крысы, жалуйтесь в Роспотребнадзор

Домоуправляющие компании должны проводить дератизацию раз в месяц, а если нужно, и чаще — по заявкам жильцов. Однако далеко не все жилкомсервисы (ЖКС) добросовестно относятся к своим обязанностям и регулярно травят крыс. То есть деньги с жильцов они берут, а услугу не оказывают.

16 октября 20121
Если в вашем дворе бегают крысы, жалуйтесь в Роспотребнадзор

Как проверить, справляются ли управляющие компании с грызунами, и что делать, если во дворе или в доме мелькают крысы, «Доктор Питер» узнавал у заместителя начальника отдела надзора за условиями проживания населения Управления Роспотребнадзора по Петербургу Николая Боровкова.

Три составных части борьбы с крысами

Серая крыса и домовая мышь, которые чаще всего и встречаются в Петербурге, могут заразить человека чумой, туляремией, лептоспирозом, псевдотуберкулезом, крысиным сыпным тифом и другими опасными заболеваниями. Дератизация — один из основных методов борьбы с грызунами. Она подразумевает физическое уничтожение грызунов, как правило, с помощью отравляющих веществ.

Но, как пояснил Николай Боровков, дератизация — лишь часть работы, которую должны проводить управляющие компании. Борьба с грызунами состоит из трех направлений.

Первое: сделать так, чтобы крысы не проникали в помещение. То есть заделать все щели, закрыть подвал, поставить металлические двери на входе в парадную и позаботиться, чтобы порог на этом самом входе был не ниже 30 сантиметров.

Второе: оставить грызунов без пропитания, своевременно вывозя бытовые отходы.

Третье: проводить собственно дератизацию, существенно сокращающую популяцию крыс.

Чтобы улучшить эффект, помимо плановой ежемесячной дератизации, осенью и весной проводят еще и сплошную единовременную. В течение апреля и октября грызунов уничтожают на предприятиях и в жилых помещениях одновременно, чтобы у них не было места, в котором они могли бы пересидеть «черную полосу».

Лазейки ищут крысы и управляющие компании

По окончании дератизационной кампании, Роспотребнадзор оценивает ее результативность по отчетам, которые представляют организации, проводящие дератизацию. В апреле 2012 года обработали 28 766 объектов, избавив их от грызунов на 92,8%. По словам Николая Боровкова, это очень хороший результат.

– Эффективность мероприятий должна быть не менее 80%. Ниже этого барьера мы не опускались, как минимум, с 2005 года, — сообщает специалист. — Спустя две недели после дератизации в городе численность крыс не превышала 0,4 на 1000 квадратных метров.

Впрочем, объясняет Николай Боровков, едва ли этот показатель можно считать объективным, ведь грызуны размножаются в геометрической прогрессии. Да и по итогам проверки весенней дератизации в 2012 году Роспотребнадзор выявил немало нарушений. В результате оштрафовали 162 должностных лица на общую сумму 724 тысячи рублей.

В большинстве случаев претензии у санитарной службы возникали к работе домоуправляющих компаний: мусор вывозили несвоевременно и оставляли «лазейки» для грызунов — то в фундаменте отверстие не заделано, то порог низкий, то еще что-то.

Нарушений в проведении самой дератизации, по словам Боровкова, немного. И, вполне вероятно, не потому, что их нет — просто по документам все нормально: договоры с организациями, проводящими дератизацию есть, все акты составлены… Но вот, как обстоит на самом деле — проверить, увы, возможным не представляется.

Дело в том, что управляющие компании вправе самостоятельно выбирать организацию, которая будет заниматься дератизацией. А мероприятия по уничтожению грызунов могут проводить не только государственные структуры, но и частные. И если работу городской дератизационной станции Роспотребнадзор может контролировать, то «частников» — нет.

Когда есть и дератизация, и грызуны

Реже встречаются случаи, когда представители управляющих компаний говорят жильцам, что дератизацию они проводят только по заявкам жильцов. То есть получается, что в ежемесячную квартплату стоимость дератизационных мероприятий заложена, а проводятся они только по требованию. Где деньги — вопрос риторический.

«Доктор Питер» решил проверить, как это делается на практике: из семи управляющих компаний, в которые мы позвонили, лишь в одной нам ответили уклончиво и сходу предложили оформить заявку — в жилищно-эксплуатационной службе № 4 Невского района при ЖКС № 2. Остальные оказались добропорядочны. Но, как уже говорилось, добропорядочность может оказаться формальной, особенно если жители первых этажей обнаруживают в квартире крысу.

Чтобы понять, с какой периодичностью проводятся в вашем доме дератизационные работы, и проводятся ли вообще, для начала нужно запросить информацию об этом у домоуправляющей компании — она обязана ее предоставить и по вашему требованию показать договор с организацией, проводящей дератизацию. Если договор есть, и крысы тоже есть, немедленно обращайтесь с заявкой на проведение дератизации в ЖКС.

Если вы заинтересованы в том, чтобы предупредить их появление в доме, посмотрите, нет ли трещин или лазов в фундаменте, в парадной или подвале, и закрыт ли он. Проследите также, насколько регулярно вывозятся бытовые отходы. Если вам есть, что сказать по этим пунктам своей управляющей компании — не молчите, попросите исправить недостатки, лучше в письменной форме, и копию обращения оставьте у себя.

Если в жилкомсервисе вам откажут, смело можете ответить, что считаете услуги управляющей компании некачественными и перестаете их оплачивать со следующего месяца. Если и это не подействует — можете произнести волшебное слово «Роспотребнадзор» и обратиться туда с жалобой. Но, как уверяет, Николай Боровков, до последней меры обычно не доходит — первых двух хватает.

И последнее: прежде, чем искать правду у ЖКС, лучше погасить все задолженности по квартплате.

(Как правильно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, можно узнать здесь)

фото delogazeta.ru

© ДокторПитер