Почему школьники умирают на уроках физкультуры

18:52, 18.10.2017 / Верcия для печати / 6 комментариев

Число трагедий со смертельным исходом на уроках физкультуры будет только расти, если не изменить систему школьной медицины и отношение родителей к здоровью своих детей. В этом уверены петербургские эксперты, назвавшие главные проблемы, которые приводят к трагедиям в школьных спортзалах.

Почему школьники умирают на уроках физкультуры
Фото: freepik.com

Напомним, на днях министр образования и науки Ольга Васильева сообщила шокирующую цифру — за прошлый учебный год на уроках физкультуры погибли 211 школьников. Действительно, сообщения о гибели учащихся во время занятий в последнее время появляются в лентах новостей регулярно. Петербургские эксперты считают, что «ком внезапных детских смертей» будет только нарастать, если ничего не менять в школьной медицине и отношении самих родителей к здоровью детей. Так, одна из главных проблем –  возвращение медиков в школьные медкабинеты. По словам директора петербургского лицея №369 и члена регионального штаба ОНФ Константина Тхостова, такую задачу поставил перед Минздравом президент РФ Владимиром Путиным, но она до сих пор не выполнена.

- Задача поставлена, и надеюсь, скоро мы перестанем получать приходящих медсестер и педиатров, а свет в окнах детского сада и школы будет зажигаться одновременно со светом в окнах медкабинета, - сказал Константин Тхостов. - На мой взгляд, медик должен приходить в образовательное учреждение первым и уходить последним.  

По словам директора лицея, действующие до сих пор нормативы, когда на 1000 учеников полагается 1 врач, а на 600 детей — 1 медсестра, устарели. К тому же дети проводят в школах большую часть времени, посещая не только уроки, но и внешкольные занятия и секции во второй половине дня. 

Также по мнению специалистов, к трагедиям в спортзалах нередко приводит отсутствие информированности педагогов о состоянии здоровья детей, а иногда и самонадеянность родителей. Как рассказал Константин Тхостов, сегодня школы не имеют права требовать медицинскую карту ребенка в качестве обязательного документа при зачислении в 1-й класс, при этом часть родителей сознательно скрывают от учителей состояние здоровья детей.

- Педагогу абсолютно не нужны диагнозы, но ему нужно знать все противопоказания, - объясняет директор лицея. - В частности, если мы говорим об учителе физкультуры. Он должен четко понимать, для кого какая нагрузка допустима. Пусть врачебная тайна останется тайной, но скажите нам, что можно делать, а что нельзя. 

Читайте также: С 2018 года школьным медикам будут сообщать группу здоровья учеников

При этом директор Института здоровья и реабилитологии НГУ им. П.Ф.Лесгафта Андрей Калинин отмечает, что нередко сталкивается с тем, что родители сами готовы рисковать здоровьем своих детей.

- Я принимал участие во многих врачебно-контрольных комиссиях, на которых мы обсуждали вопросы допуска ребенка к занятиям спортом. Выяснялось, что выявлены сахарный диабет или сердечные аномалии, и тогда мы ставили вопрос: «А можно и нужно ли ему заниматься выбранным видом спортом?». В 99% случаев родители не слышат врачей и настаивают, чтобы ребенок занимался тем, чем они решили. Зачастую это неадекватное восприятие своих детей, родители видят в них звезд. Это большая ошибка, - считает Андрей Калинин.

Кроме того, по словам директора Института здоровья и реабилитологии, не все проблемы со здоровьем, в том числе заложенные на генетическом уровне, можно выявить при обычной диспансеризации, а любые физические нагрузки - будь то кувырок вперед или прыжки с места - своего рода провокаторы проявления до сих пор вялотекущих патологических процессов в организме.

- У нас в университете есть центр тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей, где мы в том числе проводим генетические анализы состояния опорно-двигательной системы. И выявляем большой процент детей с высоким риском травматизации. По сути, это генетический дефект, который передается из поколения в поколение. 

Читайте также: Сколько россиян видят пользу в работе школьного психолога

Еще одной важной проблемой в школьной медицине специалисты считают невозможность в случае возникновения нештатной ситуации оказывать первую медицинскую помощь.

- Любая медпомощь ребенку на сегодня оказывается с информированного согласия его законного представителя, - говорит Константин Тхостов. - Я не совсем понимаю, почему нужны информированные согласия для оказания первой медпомощи. Пока едет «Скорая», упускается самое дорогое - время. Подчас трагедии происходят из-за неоказания элементарной первой помощи ребенку или из-за отсутствия медика на рабочем месте.

По словам директора лицея №369, активисты Общероссийского народного фронта третий год добиваются возвращения в педагогические вузы программ по медицинской практике. Между тем, как рассказал Андрей Калинин, специалистам, которых выпускает сегодня университет им. Лесгафта, даются все необходимые знания, связанные с особенностями развития детей и оказания им первой медпомощи.

© Доктор Питер

Рубрики: Педиатрия

6 комментариев Оставить комментарий

Возвратить медиков в школьные кабинеты? Смертей школьников будет не меньше, а больше.
Экстренные ситуации в школах (более страшные, чем ушибленный палец и поцарапанное колено) возникают достаточно редко. 211 смертей в год по стране - очень много, но разделить на тысячи и тысячи школ - конкретный медик с таким случаем столкнётся один раз за десятилетия. Но никакие книжки и тренинги не позволят поддерживать актуальными навыки по оказанию неотложной помощи, если он не востребован на практике. Медик, который "на всякий случай", уже через год такой работы неизбежно потеряет квалификацию.
И что получится? Сейчас в случае чего (травма, потеря сознания, судороги и т д) учитель, одноклассники сразу звонят в скорую, и через 20 минут (так по нормативам) приезжают люди, которые оказывают неотложную помощь каждый день. А будет так: сначала вызовут школьного медика, который, подхватив укладку, прибежит к месту происшествия, начнёт разбираться в ситуации, а так как опыта нет никакого, только книжный, будет имитация бурной деятельности, паника, попытка уколоть "что-нибудь" дрожащими руками, с нулевой вероятностью попадания в вену. Потом всё равно вызовут скорую, но потеряют время. Итог: те, кто в отсутствии медика не дожидался скорой, не дождутся и в этом варианте, но часть тех, к кому скорая успевала, не перенесут дополнительную задержку в оказании медицинской помощи. Во сколько превратятся 200 ежегодных смертей? В 300? В 400?

Полностью согласен! Главное, чтоб учителя не пытались "замять" и сразу звонили в "неотложку"

Присутствие или отсутствие сестры число внезапных смертей не изменит. Но меры возможны:
1) Разработать экспертным путём меры по скринингу риска внезапной смерти, самые примитивные. (ЭКГ высокого разрешения с записью поздних потенциалов, выявление конституционально-гиперкоагулянтных лиц) Короче то, что можно сделать быстро.
2) Обучение сестры применению общественного дефибриллятора, маски Брейна, комбитьюба.
В принципе больше не чего и не сделать.

А что это такое ЭКГ высокого разрешения?

То, что я, врач реаниматолог, не в курсе, что такое маска Брейна, это ладно, никто не всезнающ. Но даже Гуглю данный термин оказался неизвестен. Просветите, пожалуйста.
А присутствие сестры число внезапных смертей увеличит, почему - писал выше.
А для того, чтобы предварительно оценить, насколько помогут дефибриллятор и комбитьюб в предотвращении этих смертей, как минимум нужно знать статистику причин. Рискну утверждать, что даже миллион дефибрилляторов, вкупе с обученными их применению медиками, круглосуточно находящимися на расстоянии вытянутой руки от каждого гражданина, не в состоянии предотвратить даже единственную скоропостижную смерть от разрыва аневризмы церебральных сосудов, да и при массивной тромбоэмболии лёгочной артерии всё это разве что поможет обозначить помощь.

Абсолютно согласен с мнением коллег (возможно, потому, что сам пол-жизни проработал в реанимации). Дело вовсе не в наличии медиков в школе. Проблема здесь - общегосударственная. В стране отсутствует мало-мальски эффективная система помощи при внезапной смерти, а те зачатки, что были, благополучно разрушаются горе-реформаторами от здравоохранения. Это если говорить о внезапных смертях. Что касается диспансеризации, вакцинации и т.п. планово-системных мероприятиях, то там сеть школьных медкабинетов просто незаменима. Но ведь "оптимизаторам" дана задача сэкономить на всём, что можно и нельзя. Уверен, и эту задачу они выаполнят с блеском. Как совсем недавно с таким же блеском уничтожили систему ФАПов на селе.

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись






Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

Читать все отзывы
Как вы принимаете антибиотики?

Все опросы



Нашли ошибку?

×