Российские ученые хотят убивать опасные бактерии в больницах с помощью золота

Томские химики синтезируют наночастицы золота особой формы, которые можно будет использовать при изготовлении медицинской мебели, в том числе для операционных. Как доказали эксперименты, под действием лазерного излучения, не опасного для человека, они могут убивать устойчивые к антибиотикам бактерии.

29 марта 2017
Российские ученые хотят убивать опасные бактерии в больницах с помощью золота
stockvault.net

Ученые Томского политехнического университета синтезируют наночастицы золота особой, звездчатой формы, и покрывают их органическими соединениями. Проведенные эксперименты доказали, что эти наночастицы под действием лазерного излучения проявляют антибактериальную активность. Как утверждают в ТПУ, даже теоретически бактерии не смогут выработать устойчивость к таким частицам, поэтому их можно будет использовать для создания новых материалов для больниц, где обнаруживают все новые виды устойчивых к антибиотикам бактерий. Данные по этому исследованию, проводимого коллективом ученых на кафедре технологии органических веществ и полимерных материалов Томского политеха совместно с коллегами из Химико-технологического университета Праги, были опубликованы в журнале «Chemistry Open».

Методы синтеза звездчатых наночастиц уже были описаны раньше, томским же ученым удалось модифицировать их поверхность так, чтобы они лучше взаимодействовали с клеточными мембранами.

- Органические соединения на поверхности частиц позволяют им лучше прикрепляться к мембране. Дальше в игру вступает физика процесса: лазер возбуждает плазмонный резонанс, и наночастицы начинают фактически прожигать клеточную мембрану, уничтожая бактерию, - сказал доцент кафедры технологии органических веществ и полимерных материалов Павел Постников.

По словам ученого, звездчатые наночастицы можно включать в состав полимерных материалов, из которых делают операционные столы и другую медицинскую мебель. Без светового воздействия материал будет инертным или слабо проявлять антибактериальную активность. При этом, как говорят химики, бктерии не смогут выработать к таким материалам устойчивость — в отличие от антибиотиков, наночастицы золота или другого благородного металла чужеродны для них.

Сейчас в больницах для борьбы с болезнетворными микроорганизмами используют ультрафиолетовое излучение кварцевой лампы - во время кварцевания люди не должны находиться в помещении. В свою очередь, длина волны светового излучения, активирующая антибактериальную активность наночастиц золота, безопасна для человека.