Как в Петербурге готовятся к аккредитации и непрерывному образованию врачей

18:10, 09.06.2016 / Верcия для печати / 16 комментариев

В системе медицинского образования начался переход к аккредитации. Самые большие изменения ждут уже работающих медиков — они должны будут получать непрерывное медицинское образование на протяжении всей профессиональной деятельности. Как будет происходить аккредитация, рассказали специалисты за круглым столом в «Деловом Петербурге».

Как в Петербурге готовятся к аккредитации и непрерывному образованию врачей
Фото: clip.dn.ua

До сих пор выпускники высших и средних медицинских учреждений по окончании вуза получали соответствующий сертификат, который и давал им допуск к медицинской деятельности. Закон «Об охране здоровья граждан...» предписал переход к аккредитации. Она начинается с 2016 года и, по плану Минздрава, сначала будет проводиться параллельно с сертификацией. Первыми аккредитованными специалистами уже в этом году станут выпускники стоматологических и фармацевтических вузов. Они будут получать так называемую первичную аккредитацию. Кроме того, введены такие понятия, как первичная специализированная и повторная аккредитации.

Плавный переход к аккредитации для всех

В 2016 году получившие специальности «стоматолог» и «фармацевт» должны будут пройти аккредитацию. По словам Андрея Яременко, проректора по учебной работе, завкафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, директора клиники челюстно-лицевой хирургии ПСПбГУ им. Павлова, для Петербурга это большой проект: готовится большой выпуск стоматологов из четырех вузов. Чтобы получить аккредитацию, каждый выпускник должен пройти «по станциям» от сердечно-легочной реанимации до всех профессиональных станций, и если за годы обучения он не овладел знаниями, то не сможет проскочить через это сито. Сейчас студенты — на стадии «репетиции», которая проходит не без сложностей - требуется много времени, чтобы их подготовить: будущий аккредитованный специалист проходит тестирование, решает клиническую задачу, демонстрирует свои навыки на клиническом экзамене — для этого при всех вузах создаются симуляционные центры.

Врачи, у которых в этом году заканчивается срок сертификата, действуют по старой схеме — подтверждают свои сертификаты и продолжают работать. Выпускники вузов, прошедшие обучение по другим специальностям (лечебному делу, педиатрии, хирургии и т.д.) пока тоже получают по окончании обучения сертификат и начинают работать.

- В 2017 году пройдет аккредитация молодых специалистов по всем специальностям, - сообщила главный специалист Петербурга по сестринскому делу Ирина Бубликова. - Уже работающим специалистам, у которых закончится действие сертификата, получать аккредитацию снова не понадобится, они продлят действие сертификата. А в 2018 году уже не только студенты, окончившие медицинские вузы, но и выпускники системы профессионального среднего образования (медсестры, акушерки, лаборанты) выйдут из стен учебного заведения аккредитованными специалистами. И впервые будут получать аккредитацию получившие образование по программам ординатуры или те, кто пройдет в 2018 году профессиональную переподготовку.

Читайте также: Минздрав опубликовал тесты для аккредитации стоматологов и фармацевтов

Постепенно к 2025 году все специалисты пройдут аккредитацию.  

По словам Андрея Яременко, с введением в образовательный процесс системы аккредитации больше всего меняется постдипломное дополнительное образование. Традиционно его получали раз в пять лет как обязательную последипломную подготовку, а по ее результатам — сертификат, с которым спокойно работалось 5 лет. В ближайшие годы те, у кого на руках - сертификат специалиста, спокойно работают, пока не завершится его пятилетний срок. Когда он завершается, врач приходит в свою образовательную организацию, учится свои 144 часа, получает свой последний в жизни сертификат специалиста и возвращается на рабочее место. На следующий день с утра он должен зарегистрироваться на сайте НМО и начинать получать еженедельно образовательные услуги.

- С системой аккредитации мы переходим на непрерывное медицинское образование (НМО), при котором за пять лет каждый специалист должен набрать 250 кредитов. Это и обязательные циклы занятий в учреждениях по определенным программам, которые специалист выбирает самостоятельно, и дистанционное освоение новых знаний: работодатель регистрирует своих сотрудников в едином реестре всех работающих специалистов, и врач получает вход в личный кабинет, в котором будет набирать свои кредиты.

Учиться, учиться, учиться

Идея, заложенная в систему непрерывного медобразования, проста — врач должен учиться постоянно, 1 час в неделю. Этот час (некий образовательный продукт) может быть разным. Врач может получить его очно — в образовательном учреждении, а может - дистанционно.

- Все дело в том, что 250 часов не могут быть получены одномоментно здесь и сейчас. Нельзя 4,5 года проспать, а потом прийти и купить их, объясняет Андрей Яременко. - Их требуется получать по 50 в год, при этом они структурированные — сколько-то часов дают мероприятия (конференции, съезды, симпозиумы), сколько-то образовательные организации — очно. И сама процедура аккредитации обязательно очная. Если часов нет, значит, программа НМО не выполнена. Правда, неизвестно, какая кара последует за то, что человек их не получил. Американская система здравоохранения «выбрасывает» такого врача из специализированной практической деятельности. Что будет у нас, пока непонятно.

Почему остается необходимость получения очного образования? Потому что дистанционно невозможно обучить всему. Можно показать операции, картинки препарирования зубов под коронку, обсудить какие-то клинические случаи. Но дать современный практический навык, скажем, эндоскопическому хирургу или хирургу-имплантологу невозможно. То есть Минздрав не переводит очную форму медицинского образования в заочную, как это может читаться между строк в его приказе. То, что можно обеспечить дистанционно, будет делаться через электронные сервисы, то, что надо отрабатывать в образовательном учреждении, будет преподаваться там. Более того, если человек с трудом воспринимает демонстрацию каких-либо манипуляций на экране компьютера, он может приехать в образовательную организацию и заниматься в симуляционном центре.

Дистанционное обучение предполагает, что система способна идентифицировать работающего в ней врача, оценить его познания, контролировать процесс и результат их получения: «Мы должны быть уверены, что необходимую информацию он получил, освоил и ответил на контрольные вопросы, - поясняет Андрей Яременко алгоритм действия системы дистанционного обучения. - Кроме того, каждый врач может выбирать из большого набора образовательных программ то, что важно для его профессиональной деятельности. Это могут быть и конференции, конгрессы, съезды, которые должны быть аккредитованы в системе НМО - непрерывного медицинского образования. Специальная экспертная система за этим следит (экспертизой занимаются профессиональные общественные организации). Правила игры здесь строгие. Система контроля доступа работает так, что в кабинет невозможно зайти, зарегистрироваться и уйти так, чтобы это время было учтено на персональной страничке врача. Если он зайдет на страницу НМО и захочет зарегистрироваться, система попросит цифровой код - он дается только тем, кто прошел курсы, сертифицированные в системе НМО. После того, как этот буквенно-цифровой код введен в систему, часы обучения войдут в зачет непрерывного медицинского образования».  

Получаем специальность частями

В новой образовательной системе запланирована компетентностная аккредитация, такая же опция существует в США. Ее идея в том, чтобы не осваивать новую специальность целиком, а изучить ее отдельный фрагмент, это позволяет «узкому специалисту» расширить свой клинический кругозор. Например, хирургу нет надобности становится функциональным диагностом, но он хочет овладеть УЗИ брюшной полости, поскольку работает именно в этой области. Он может получить знания, навыки и - разрешение на выполнение УЗИ, не осваивая новую специальность целиком. Это очень важно для специалистов, имеющих несколько сертификатов.

- У меня их семь, и я не могу сказать, что не пользуюсь ими в ежедневной практике. Я должен один день в неделю тратить на образование? За счет чего? Это должен быть еще один выходной день? Если я выключу его из своей рабочей недели, кто будет этот день работать за меня? Компетентностная аккредитация дает возможность сократить время обучения, - говорит Андрей Яременко. - Однако все равно, по ходу введения процесса аккредитации в практику будут и корректировки. Потому что проблемы с компетенциями есть. Например, заведующий отделением имеет сертификат общего хирурга, сердечно-сосудистого хирурга и организатора здравоохранения. По каждому из сертификатов он должен проходить непрерывное медицинское образование. А если у него 5 - 7 сертификатов? Ответа на этот вопрос пока нет.

Назад дороги нет, а дорога вперед — с ухабами

Возврата к старой системе уже не будет, уверены специалисты. Новые технологии появляются едва ли не ежегодно и учиться их применению один раз в пять лет бессмысленно. Но у многих возникают сомнения в том, что все врачи сумеют овладеть компьютерной грамотностью настолько, что смогут сами ориентироваться в системе НМО. Хотя всем понятно, что сегодня врач не может работать без компьютера, подключенного к интернету. Все справочники, отчетность, библиотека Минздрава — все это доступно в любом уголке страны, но — в электронном виде. Учитывая, что из системы образования исключена интернатура и часть выпускников (предположительно 50%) должны будут отправиться на участки в качестве терапевтов, в том числе в села, это большая проблема.

- Это люди, не имеющие совершенно никакого опыта работы. И бедные те пациенты, которых они будут лечить, - говорит Александр Абдин, член Общественного совета при Минздраве. - Как этот аккредитованный специалист сможет работать без наставника, которого обеспечивала интернатура и ординатура на лечебной базе? А каким может быть дистанционное образование для тех, кто будет работать в селах? Даже в соседней Псковской области не то что интернета нет, там врачи взбегают на холм, чтобы позвонить по рации или по мобильному телефону.

По мнению Александра Абдина, интернатура была тем этапом, на котором студенты, получившие теоретические знания в вузе, учились применять их на практике: опытные коллеги вытесывали из полена буратино. Теперь этого этапа нет. Более того, в 2017 году терапевты будут получать аккредитацию как врачи с неясным номенклатурным названием «врач общей практики». Оно еще даже не внесено в номенклатуру медицинских специальностей. И сейчас непонятно, на каких условиях его будет принимать работодатель.

- Действительно, есть страхи по поводу выпуска следующего года, потому что из лечебного дела уходит интернатура, - подтверждает Андрей Яременко. - Мы обращались в Минздрав с просьбой ввести для этих выпускников должность «врач-стажер». Но Минздрав не пошел на это. Есть три ситуации, в которую может попасть выпускник. Первая – он попадает на участок поликлиники – в большой коллектив, его не бросят на произвол судьбы. Вторая – он оказывается в выездной бригаде скорой помощи – у него будут наставники, которые при необходимости подстрахуют. Проблемы будут, когда этот аккредитованный специалист окажется один в селе. И мне кажется, что готовить врача для села нужно только через клиническую ординатуру, давая квалификацию «врач общей семейной практики» — терапия плюс детство.

Сейчас же логика Минздрава такова, что тех, кто хорошо учится, предлагают направлять в ординатуру, а тех, кто похуже – в село. Получается, что если студент плохо учился, он отправляется туда, где между знаниями врача и жизнями пациентов можно ставить знак равенства.

Для вузов, которые отвечают сегодня за аккредитацию, для студентов и для врачей еще много непонятного в том, как учиться и работать дальше. Например, непонятно, кто и как должен создавать условиях для дистанционного и очного образования врачей, а также, кто и как будет его финансировать. Специалисты пока теряются в ответах на вопросы об увязке непрерывного образования и эффективного контракта – не предусмотрена возможность для главных врачей поощрять тех, кто готов учиться, и депремировать «ленивцев».

Еще более непонятна эта финансовая и организационная нагрузка НМО для частных клиник — скорее всего, значимые для них суммы плавно перетекут в стоимость медицинских услуг для пациентов.

В Минздраве говорят о полном переходе на эту систему к 2025 году и обещают, что система аккредитации и НМО, в которой постоянно проверяются знания и компетенции, повысит уровень отечественной медицины.

Валентин Сорокин

© Доктор Питер

Рубрики: Медицинская власть

16 комментариев Оставить комментарий

Поживём увидим. Только хочу отметить, что семинары "Как я наращиваю ресницы" в Петербурге есть, а семинаров типа "Как оказывать респираторную поддержку" пока нет. Подозреваю, не стала бы эта система кладовой бесполезных знаний. А на станциях скорой как умели интубировать два с половиной врача, так и останется.

Ой, да ладно, таки два с половиной врача? На городской скорой в Петербурге все врачи и фельдшера, кто застал наркомановский вал нулевых, неплохо интубируют.

Правильно, те кто не убежал, те и умеют. Но их так много убежало, что на некоторых станциях в смену не одного врача. Может сейчас это не так и я не знаю о наступившем рае, одновременно с коммунизмом и непорочном зачатии санитаров. Каюсь, яко безграмотен и слабоумен.

"Два с половиной врача" - ба, да у Вас на скорой еще врачи есть! Шикарно живете).

"До сих пор выпускники высших и средних медицинских учреждений по окончании вуза получали соответствующий сертификат, который и давал им допуск к медицинской деятельности."

А мне почему-то не дали после ВУЗа сертификат, а дали диплом. А сертификат дали только после интернатуры.

Вот как можно писать статью, объясняющую реформу медицинского образования, и с первых же строк обнаруживать полное непонимание этой системы?

Мне вообще непонятно как весь этот бред согласуется с законом об образовании. Там указано, что результатом обучения является диплом, который не требует никакого подтверждения. А на практике имея на руках диплом на работу устроиться нельзя, нужен еще сертификат и учеба как правило за свой счет, да и еще каждые 5 лет, а сейчас куда-то ходить (каким образом отпроситься с работы и за чей счет ответа нет). На сайте НМО по большинству специальностей пустота... Специальностей расплодили - просто ужас! У меня сейчас 3 сертификата по разным специальностям и такое встречается нередко - как все это поддерживать? Придет "врач" после 6 курса на участок и что он там будет делать? это вам не в ординаторской в потолок плевать и сестер за юбки дергать, это как на фронте и при этом все вечно недовольные. Такой расклад приведет к еще большему бегству из медицины, еще и потому что 3 года на участке вместо учебы в наиболее обучаемом возрасте ни к чему хорошему не приведут. Сам пошел в ординатуру через 3 года только потому что понимал, что еще год и я уже физически никуда не пойду.

Ненужное совершенно эта система кредитов: кто не развивался, тот и дальше развиваться не будет.
Нужно оставить повышение квалификации раз в пять лет, и в обязательном порядке ввести для врачей и медсестер посещение семинаров и конгрессов, например, 2 - 3 раза раза в год, но не как сейчас ( высиживание часов ), а в программе индивидуального подхода- посещение тем по интересам.
И время посещения учитывать в рабочее время. А то получается, 7, 7 часов медики работают, потом они должны изыскивать время на посещение конгрессов, семинаров, а изыскивать время- это либо в свободное от работы время или отпрашиваться с работы ( с последующей отработкой или снятием денег за пропущенный день или часы).

Работу в амбулаторной службе сейчас усложнили, нагрузка большая, когда эта служба будет зарабатывать себе кредиты ?. От этих организаций ходят на учебу только руководящий состав, а рядовые сотрудники принимают пациентов и занимаются канцелярской работой, куда входит ежедневный отчет по статистике.
В плане онлайн- семинаров это хорошая идея. Но этого недостаточно, много теории, на практике врачи и медсестры не могут элементарного- в организациях, за исключением одной, двух медсестер никто ( ни врачи, ни медсестры) не владеют съемкой ЭКГ, реанимационное пособие до приезда спецбригады тоже по факту никто не может... Как в книгах пишут- учили нас латыни, но никто на ней не говорит, говорят- по-английски, по-французски, по-немецки, но мы этого знаем, зато знаем латынь :).
2. Все замечательно, но это разорение печатать высланные по электронной почте свидетельства о повышении квалификации. Переносить их в мои документы тоже не всегда получается.Конечно, лучше по почте выслать. чем вообще быть без баллов, коль сейчас такие условия, но вообще эти зарабатывание кредитов не очень удобная система.
Не у всех есть дома принтеры, к тому же картриджы сейчас стоят дорого- порядка 4000 рублей надо заплатить, чтобы принтер печатал через КТ.

После введения НМО я понял, что и Рошаль так же далеко от "земли" как и все они там в верхах. Ну есть хоть кто-то из реального первичного звена в Минздраве или нацмедпалате, или вообще хоть где-то???? Или там сплошь профессора, которые о поликлиниках знают только из своих-же книжек и монографий?

Уровень амбулаторной службы оставляет желать лучшего - все хуже и хуже, в том числе и по отношению к людям.
Полагаю, что и поликлиники должны подтягиваться на уровень людей с научным складом ума, читать монографии и книжки, а то их практическая деятельность непонятна на чем основана.
В амбулаторной бюджетной службе безграмотность, хамство. Руководители некоторых амбулаторных ЛПУ это нечто - есть безграмотные руководители, отсутствует доступ общения как с пациентами, так и с сотрудниками.
С 2002 года используется в диагнозах Хроническая болезнь почек ( ХБП), но наши амбулаторные службы и в помине этого не знают, даже в СПб. Не знают, значит некоторые руководители не доносят до мозгов, ибо сами ничем не интересуются.

Очередной идиотизм власть придержащих, создающих видимость деятельности и якобы реформ в медицине. Вместо того чтобы упростить работу врачей, повернуться к ним лицом, а не тем местом что сейчас, нате вам пожалуйста систему НМО, хотим как в Европе. Зарплату и оборудование как в Европе не хотите нам дать? Мне очень интересно как люди работающие в глубинке будут подтверждать сертификаты и получать кредиты? На какие такие конференции будут ездить люди живущие за 300-400 км от крупного города? Что будет говорить министерство когда множество врачей не сможет пройти аккредитацию? Вопросов тьма, ответом нет, как всегда. Поживем, как говориться, увидим.

Да, и в крупных городах не выбраться на конференции,а кто пациентов будет принимать? ( за тебя твою работу никто не сделает) или нужно в день когда конференции отменять приемы пациентов и создавать в амбулаториях службу дежурных врачей по сменному графику. В стационарах чуть проще- там подменить друг друга можно и то...
В настоящее время в большей части в крупных городах на конгрессы, конференции ходят руководители ( заведующие и выше), часть рядовых врачей ( кто не работает в день конгресса или кто работает по сменному графику), пенсионеры и свободные врачи- безработные или работающие по частичной занятости, а также врачи частных клиник, которые отпускают своих сотрудников, но за свой счет :).

... А также в крупные города на конференции приезжают командировочные медики, а местных... ( писалось выше, кто ходит)

"До сих пор выпускники высших и средних медицинских учреждений по окончании вуза получали соответствующий сертификат, который и давал им допуск к медицинской деятельности" - уважаемые авторы, что вы пишите? Надо ведь хоть немного "въехать" в тему или нанять консультантов )))

Уже в поликлиниках наблюдается замена опытных "старых" врачей неопытными дурочками, которые при установке диагноза советуются с моадшим медперсоналом. Что будет с нами! Не болейте, ибо скоро идти будет некуда. Особенно в провинции, куда обещают загнать всех.

Сам сайт Ном бредовый, неудобный. Врачи в полной истерика, просят м/с внести их данные,циклы.Бред полный опять с запада берем все самое худшее. А вот как они"умники" собираются дистанционно медсестер обучать??????Медсестра то ручками надо работать больше параллельно с головой. Идиотизма организации Здравоохранения все больше настораживает.

Написать комментарий:

Вы можете оставить комментарий, авторизировавшись

Читать дальше
Читать дальше

Самое читаемое

Самое обсуждаемое

Полезная информация

  • "Вероника", стоматологическая клиника
    Сходили на консультацию в клинику Вероника. И мне и ребенку очень понравилось. Нас встретила очень доброжелательная врач, Александрова Юлия...
    5.0 Отзыв от 26 апреля 2019 18:03
    Читать дальше
  • Поликлиника № 4
    Я очень довольна, что прикреплена к этой поликлинике. Я инвалид 2-ой группы, поэтому ежемесячно её посещаю. С хамством ни разу не встречалась. Если...
    4.3 Отзыв от 25 апреля 2019 14:07
    Читать дальше
  • Городская поликлиника №120
    Спасибо за консультацию и помощь врачу Урбанус . Приятный специалист. Хоть и не
    сразу удается дозвониться в поликлинику, надеюсь в...
    3.5 Отзыв от 23 апреля 2019 20:21
    Читать дальше
Читать все отзывы



Нашли ошибку?

captcha Обновить картинку
×