Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Онкологи Петербурга: Чтобы сохранить пациентам жизнь, нужна психологическая служба

Почему пациенты с онкологическими заболеваниями, даже не имеющие проблем с обезболиванием, совершают суицид? У каждого из них причины свои, но есть одна общая – в стране нет системы оказания им психологической помощи.

14 декабря 20151
Онкологи Петербурга: Чтобы сохранить пациентам жизнь, нужна психологическая служба

В советские времена чаще всего расставались с жизнью по собственной воле пациенты со стомами (колостомами, уростомами). Наложение стомы - это вывод прямой кишки или уретры на брюшную стенку в результате радикальной операции на кишечнике или мочевом пузыре. Результат такой операции - человек живет в условиях, когда процессы выведения продуктов жизнедеятельности происходят сами по себе, неуправляемо. Местом их выведения наружу становится область живота.

- До тех пор, пока мы не создали 20 лет назад психологическую службу для стомированных петербуржцев, больше всего суицидов совершали люди, перенесшие калечащие операции, связанные с наложением стомы. Они не видели выхода из создавшегося положения. А оно было очень тяжелым, – рассказывает Георгий Манихас, главный врач Городского клинического онкологического диспансера. – Многие знают, что в Советском союзе было «резиновое изделие №2» - презерватив, но немногим известно, что «резиновым изделием №1» был противогаз, а «резиновым изделием №3» — калоприемник, очень похожий на противогаз. Он мог только собирать содержимое кишечника, никак не изолируя его от окружающего мира.

Первое отделение реабилитации для стомированных пациентов было создано 20 лет назад в Петербурге. Если учесть, что в советские времена число пациентов, умирающих от онкологических болезней не называлось, потому что «в стране все было хорошо», идея об организации психологической службы в рамках отделения для стомированных пациентов воспринималась неоднозначно.

- Но когда мы стали заниматься этой проблемой, увидели столько поломанных судеб, столько людей, которые могли бы жить обычной жизнью, работать на производстве, преподавать, быть на сцене, в семье. – говорит Георгий Манихас. - А без психологической и человеческой поддержки они в лучшем случае впадали в депрессию, в худшем — совершали суицид. Это сейчас, когда у человека нет возможности снять боль, и он уходит из жизни, мы всей Россией это обсуждаем. А тогда никто ничего не знал.

Психологическая помощь - составная часть всего процесса комплексной реабилитации стомированных пациентов, состоящей из медицинской социальной и психологической помощи. В отделении на Березовой аллее состоит на учете более 7,5 тыс человек. Ежедневно в него обращаются 5-10 новых пациентов из 15 клиник Петербурга, в которых проводятся радикальные операции с наложением стом.

- Онкологическое заболевание, операция, лечение – большая психологическая травма для человека с любым онкологическим заболеванием. - поясняет психолог отделения реабилитации стомированных пациентов Елена Королькова. - Отличие наших онкопациентов от других - в том, что после операции они не могут вести привычный образ жизни — их ждет ранняя инвалидизация, потеря трудоспособности, а с ней и изменение социального статуса. Психика должна адаптироваться к новым условиям и чтобы это произошло, человек должен пройти все этапы горевания. При этом близких людей, как правило, пугают глубокие переживания, пытаясь утешить, они произносят деструктивные слова: «Ты сильный, все переживешь», «Все будет хорошо». Но сильным человек в этом состоянии не может быть. Он хочет, чтобы окружающие поняли его боль, посочувствовали. А психолог еще и доносит до него мысль о том, что так будет не всегда. Хотя бы потому, что современные кало- и мочеприемники совсем не похожи на противогазы, они абсолютно герметичны и если научиться правильно ими пользоваться, никто даже не заподозрит его присутствие на животе. Человек обязательно найдет внешние и внутренние ресурсы, которые есть у всех и научится с этим жить — качественно, активно работая и оставаясь необходимым.

Елена Королькова приводит пример разговора со стомированным пациентом на недавней консультации:

- Спрашиваю: «Кем вы работали?», в ответ слышу: «Почему работал? Я и сейчас работаю главным инженером».

Опыт службы психологической помощи отделения реабилитации стомированных пациентов в онкологическом диспансере перенесли на пациентов с всеми онкопатологиями и создали отделение психологической поддержки. Работает оно только для пациентов диспансера и их родственников: рак - болезнь всей семьи.

- Но мы уверены, что во всей городской системе онкологической помощи должна быть психологическая служба. И работать она должна в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). - считает главный онколог Петербурга, главный врач онкодиспасера Георгий Манихас. - Но не по той схеме, по которой работаем сегодня мы, когда не все услуги этой службы оплачиваются из фонда ОМС: бесплатной помощь психолога может быть только в период, когда пациент находится на лечении в стационарном учреждении — на койке. А им надо заниматься в первую очередь, когда он вышел за порог стационара и получил шок. Потом он оказывается в прострации и только затем начинается аккумуляция всех сил. Все это растягивается во времени и это надо пережить. Более того, до сих пор ведь существует определенный процент пациентов, которые отказываются от лечения — и это тоже объясняется их психологическим состоянием, с которым кто-то должен работать. Но ни с ними, ни с теми, кто переживает стресс при постановке диагноза, ни с родственниками пациентов, которые лечатся в диспансере, ни с пациентами, которые из него выписываются, за исключением стомированных, наши психологи не могут работать бесплатно. Все они должны оплачивать психологическую помощь из своего кармана.

Более того, даже госпитализированные пациенты — на койке — получают эту помощь лишь в Городском онкологическом диспансере, в других клиниках и этого нет. Только стомированные пациенты, прооперированные в других клиниках, могут обратиться в отделение реабилитации ОКОД.

- Психолог не назначает лечение, не выписывает лекарство, - говорит Елена Королькова. - Его оружие — слово и образ, а разницы между разговором со специалистом и друзьями большинство не видит. Но только психолог, обладающий определенными знаниями может создать безопасную среду, в которой человек может выразить свои эмоции. И это, как ни странно, сохраняет людям жизни — мы точно знаем это по многолетнему опыту работы в отделении реабилитации стомированных больных.

© ДокторПитер