Причём важно что в зависимости от сезонности, заболеваемости и других факторов, морфологический состав отходов может изменяться.
«Медэкология» — это подразделение одной большой группы «Пиретта», которое принимает в Петербурге до 1,5 тонн отходов в сутки, этот объем постоянно растёт, а так же из соседних областей ещё до 5 тонн ежесуточно. Мы работаем в 14 регионах страны, с самой восточной точкой в Набережных Челнах. Везде реализуем централизованную схему вывоза отходов со сжиганием. И во всех регионах мы сталкиваемся с проблемой размещения подобного рода объектов. Как правило, мы находим подходящие территории вдали от населенных мест. Хорошим примером является наша Тверская площадка - бывший завод СанВетУтиль, построенный с учётом всех факторов ещё в советские годы для утилизации павшего скота, сегодня выкупленный и перепрофилированный нашей компанией.
Почему клиника, имеющая на своей территории установку для обеззараживания, сталкивается с необходимостью дополнительно заключать договор на вывоз части отходов? Потому что она производит разные их виды. Отходы послеоперационные, отходы вивариев, к которым требования предъявляет не только Роспотребнадзор, но и ветеринарная служба. В любом случае, организации столкнутся с тем, что нужно использовать обе системы обеззараживания отходов, хотя при правильной реализации централизованной системы от обеззараживания на местах можно отказаться.
Есть опыт централизованной системы в Ростовской области. Проект реализовала компания «Центр-100» и частично компания «ПИРЕТТА», которая обслуживает самую крупную Ростовскую областную клиническую больницу.
Они столкнулись с тем, что техническим заданием был предусмотрен не только вывоз отходов, но и вторичная переработка пластика. Как сказано выше, пластик составляет процентов 40-50 от общего объема отходов. Его надо было перерабатывать с получением вторсырья (пластиковой крошки). Общая сумма контрактов - более 80 млн рублей. И когда компания «ПИРЕТТА» переработала пластик и получила крошку, нужно было ее продать, чтобы отбить издержки. Но это оказалось невозможно: химическая промышленность производит ее по цене 20-25 рублей за килограмм, а то, что получается после переработки отходов, имеет себестоимость в 30 рублей. Чтобы хоть что-то заработать, ее надо продать хотя бы за 35 рублей. А по такой цене она никому не нужна. Если невозможно продать, надо опять вывозить на полигон? Который не принимает легально этот вид отходов.
Да, без централизации не обойтись. Но большой вопрос — каким образом это будет реализовано. Ведь в городе существует немало федеральных учреждений, неподведомственных Смольному. Кроме того, есть около 4 тысяч частных медицинских центров. В Петербурге с логистикой очень сложно, как бы мы ни хотели, мы не сможем построить систему с ежедневным вывозом отходов из всех медицинских учреждений Петербурга. Для эффективной реализации централизованной схемы, необходимо решить вопрос с правильным накоплением и временным хранением в местах образования. Как мы подошли к этому вопросу? Мы стали производить и устанавливать в больницах специализированные накопители-холодильники (НХС), так как п. 6.2 СанПин 2.1.7.2790-10 допускает такую форму временного хранения и не регламентирует его сроков. Можно легально и безопасно хранить необеззараженные медицинские отходы класса "Б" до вывоза на площадку по обезвреживанию. И мы в рамках контрактов комплектуем медицинские учреждения специализированными НХС разных размеров в зависимости от профиля и мощности медицинского учреждения».
Все участники круглого стола сошлись во мнении: главная проблема рынка услуг по обеззараживанию и вывозу медицинских отходов - недостаточное регулирование. И начинать решать ее нужно с введения лицензирования для компаний, которые берутся эти услуги оказывать. Тогда медучреждения смогут, наконец, делегировать хлопоты по утилизации своих опасных отходов профессионалам.