Напомним, в 2012 году разразился скандал: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по Петербургу отменила торги на закупку рентгенологического оборудования, посчитав, что конкурс проводился в интересах петербургского завода «Электрон».
Потребовалось проведение нового тендера. Петербургский фонд ОМС, традиционно занимающийся организацией закупки оборудования для амбулаторных учреждений, чтобы уложиться в сроки выполнения программы модернизации и уменьшения стоимости оборудования, решил провести совместные торги. Это значит, что на закупку аппаратов для 38 поликлиник объявляется один конкурс (а не 38 – каждым медицинским учреждением отдельно), продавец на такую большую партию дает соответствующую большую скидку и поставляет все аппараты разом. Организатором закупки стала Сестрорецкая больница №40. Конкурс выиграла компания «Интел Мед».
Прокуратура пишет губернатору
История с последней организацией закупки рентгенустановок заинтересовала Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Заместитель руководителя службы Э.А.Исаев обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить возможные нарушения, допущенные в ходе реализации программы модернизации здравоохранения в Петербурге. По результатам проверки прокуратура Петербурга направила письмо губернатору Георгию Полтавченко: ситуация с рентгенустановками была у него на контроле, но два месяца назад ему рапортовали, что она благополучно разрешилась и просили с контроля снять.
В письме губернатору прокуратура назвала нарушения, которые и стали причиной того, что сегодня в Петербурге рентген стал дефицитным методом диагностики.
Еще на этапе создания конкурсной документации заказчик (40-я больница) нарушила сразу три законодательные нормы, в том числе 94-ФЗ, поскольку сформировала начальную (максимальную) цену на медицинское оборудование до того, как направила запросы производителям о его стоимости. Стартовую общую стоимость контракта сформировали на основании цены, представленной двумя компаниями-производителями: STEPHANIX (Франция) и Radiologia(Испания). Причем, представленной на бланках, очень похожих друг на друга. Однако Петербургский ФАС не увидел в этом ничего противозаконного. Стартовая цена составила 551 млн рублей за 38 комплексов рентгенодиагностики, цена за один аппарат составила 14,5 млн руб.
Торги на поставку стационарных цифровых рентгеновских аппаратов на 3 рабочих места состоялись 18 сентября 2012 года. Победитель в конкурентной борьбе – ЗАО «Интел Мед» заключил договоры с 38 лечебными учреждениями на сумму 456,4 млн. рублей, то есть снизил стоимость одного аппарата до 12,1 млн руб.
В соответствии с условиями договоров, заключенных с медицинскими учреждениями, в конце декабря 2012 года на новом оборудовании уже должна была проводиться рентгенодиагностика. Но аппараты STEPHANIX поставили с нарушением всех норм и правил только в январе 2013 года – с опозданием на три месяца.
(Как начиналась история с закупками рентгеновских аппаратов в Петербурге, читайте здесь)
Полмиллиарда за конструктор
По информации прокуратуры, полученной от Росздравнадзора, поставленное «медицинское оборудование «Комплекс рентгенодиагностический STEPHANIX, оснащенный стационарным плоскопанельным приемником CANON CXDI не может считаться зарегистрированным и не разрешен к медицинскому применению на территории РФ». Потому что в регистрационном удостоверении на рентгенографический комплекс STEPHANIX о цифровом приемнике CANON CXDI нет ни слова. На него оформлено отдельное удостоверение, и в составе комплекса он не проходил положенные по законодательству испытания.
То есть «Интел Мед» поставил в Петербург комплексы из двух составных частей, зарегистрированных в качестве медицинской техники по отдельности. А в сборке получился аппарат, являющийся неизвестным Роздравнадзору конструктором.
Тогда же было установлено, что «в регистрационном удостоверении на рентгенографический комплекс STEPHANIX, дающем право на его использование… в комплект могут входить рентгеновские трубки производства Франции серий E7252X, RTM92H, E7239X. Однако на фактически поставленных рентгеновских трубках японского производства имеется непредусмотренная регистрационным удостоверением заводская маркировка серии E7254FX».
Кроме того, «в регистрационном удостоверении на систему цифровой рентгенографии на основе плоских матричных панелей CANON CXDI указано, что в комплект могут входить отсеивающие решетки производства Нидерландов. Все системы цифровой рентгенографии, установленные в ЛПУ, по факту оснащены отсеивающими решетками южнокорейского производства, на которых также отсутствует маркировка, указанная в регистрационном удостоверении».
Когда все это выяснилось, «Интел Мед» предложил руководителям поликлиник поставить улучшенные комплектующие, и они вынуждены были заключать с компанией дополнительные соглашения, что, опять же, не предусмотрено 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Что такое диагностика с ограниченными возможностями
Когда «конструкторы» собрали, нескольким поликлиникам, в которых появились комплексы STEPHANIX, Роспотребнадзор все же разрешил эксплуатацию оборудования «с ограничениями»: «Ограничительные условия: использование системы цифровой рентгенографии на основе плоских матричных панелей CANON CXDI в составе рентгенографического комплекса STEPHANIX при условии внесения изменений в регистрационные документы в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 19.07.2013». То есть, использовать в диагностике их можно, но только когда Росздравнадзор зарегистрирует этот новый прибор.
(Как в Петербурге ждали рентгенов этой весной, но так и не дождались, читайте здесь)
Лишь спустя 9 месяцев с момента поставки оборудования в Петербург компания «Интел Мед» сообщила председателю комитета по здравоохранению Валерию Колабутину, главному санитарному врачу Петербурга Игорю Ракитину, главврачу больницы №40 Сергею Щербаку, директору Терфонда Александру Кужелю, что ООО «Фирма Интер-Капитал» (владелец регистрационного удостоверения) «надлежащим образом уведомила Росздравнадзор о внесении соответствующих изменений, тем самым выполнив рекомендации. Таким образом, ограничений для использования медицинского изделия «Система цифровой рентгенографии на основе плоских матричных панелей CANON CXDI с принадлежностями, нет».
Однако в последнем письме, подписанном и.о. руководителя Росздравнадзора М.А.Мурашко сказано: «до настоящего времени соответствующие документы от производителя либо уполномоченного им представителя, в Росздравнадзор не поступали». А значит, работать на них по-прежнему нельзя.
Стрелочниками назначены главные врачи поликлиник
Невозможность проводить диагностику едва ли не в половине амбулаторных учреждений города – случай беспрецедентный. В поисках виноватых «стрелочниками» назначили главных врачей. Несмотря на то, что расторгнуть договор по результатам совместных торгов они не могли и вынуждены были соблюдать все требования их организаторов, а именно:
- в нарушение законодательства, запрещающего вносить изменения в условия государственного контракта (ст.29, ч.3 94-ФЗ), они подписывали дополнительные соглашения, продлевающие сроки поставки и ввода оборудования в эксплуатацию, закупали дополнительные комплектующие.
- главные врачи подписали акты приемки и полностью оплатили рентгенустановки несмотря на то, что «Интел Мед» должен был поставить оборудование, до 20 декабря ввести его в эксплуатацию, и по условиям договора только после этого получить полный расчет. По большому счету, рассчитываться с поставщиком полностью не должны были и до сих пор, поскольку оборудование еще не работает.
- главные врачи приняли оборудование, как пишет Городская прокуратура губернатору, не имея на то «санитарно-эпидемиологической, проектной и регистрационной документации».
По результатам проверки поликлиник №№19, 109, 44, 78 прокуратура Фрунзенского района сделала такие выводы: «Допущенные должностными лицами СПбГУЗ района нарушения по факту оплаты оборудования, несоответствующего условиям договора, непринятия достаточных мер к своевременному вводу его в эксплуатацию предоставляют имущественную выгоду ЗАО «Интел Мед» и подпадает под понятие коррупции, предусмотренное статьей 1 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Справка
Как сообщали СМИ Челябинска, в Челябинской области было возбуждено уголовное дело после закупки комплексов STEPHANIX по программе модернизации. По версии следствия, министр здравоохранения Челябинской области Виталий Тесленко включил в документацию по проведению аукциона на закупку рентгенодиагностических комплексов фирмы STEPHANIX (Франция) на сумму свыше 143 миллионов рублей заведомо завышенную стоимость медицинского оборудования. Как выяснили правоохранительные органы, он с сообщниками создал условия, в результате которых победу в аукционе одержала подконтрольная им фирма. Разница между реальной стоимостью оборудования у производителя и потраченными бюджетными средствами составила 28 млн рублей, которую следователи Челябинской области назвали «откатом». По контракту стоимость одного комплекса в Челябинской области составила 12 млн рублей.
В Петербурге при цене в 551 млн рублей, по результатам торгов общая сумма контракта оказалась сниженной до 456,4 млн. рублей. При этом стоимость одного комплекса составила 12,1 млн рублей.
© ДокторПитер