Сколько всего детей выпали из окон в этом году, никто пока не сосчитал, даже прокуратура, которая проводит проверку по каждому несчастному случаю. Известно, что на начало июля таких малышей было 42, а число несчастных случаев продолжало расти.
15 июля — выпал из окна 2 этажа дома на Троицком проспекте мальчик в возрасте 1 года и 7 месяцев.
5 августа — выпал из окна 3 этажа дома на Ленинском проспекте годовалый мальчик.
28 августа — выпал из окна дома на улице Белы Куна 3-летний мальчик.
2 сентября — выпала из окна 2 этажа дома на Светлановском проспекте пятилетняя девочка.
8 сентября — выпал из окна 5 этажа дома на проспекте Энтузиастов годовалый ребенок…
Чаще всего с кататравмами (так в медицине называются травмы, полученные при падении с высоты) в больницы поступают дети в возрасте 1-3 года и подростки. Если старшеклассники выбрасываются из окон многоэтажек, чтобы покончить с собой, то с малышами такие трагедии происходят из-за невнимательности взрослых.
«Скорая помощь» госпитализирует пострадавших в детские городские больницы № 1, № 5 и № 19 им Раухфуса. Большая часть детей, пострадавших при падении с высоты поступают в больницу им. Раухфуса, в этом году здесь приняли 41 ребенка. В больницу №1 доставляют реже — стационар может оказывать все виды медицинской помощи, в том числе нейрохирургическую, в которой особенно нуждаются дети с кататравмами, однако упор здесь сделан на плановых, а не экстренных операциях.
Истории спасения
В минувшую среду произошла очередная беда — ребенок упал с 9-го этажа дома на улице Тамбасова. Его доставили в больницу № 1 на Авангардной, и сейчас ребенок идет на поправку — отделался минимальными повреждениями. Главный врач Анатолий Каган говорит, что мальчику очень повезло. Пока он остается в реанимации, но уже узнает родителей и врачей.
В больнице им. Раухфуса тоже помнят по-настоящему удивительные случаи спасения: в этом году ребенок выпал с 8-го этажа и отделался синяками и небольшим повреждением таза. Операции не понадобилось – видимо, во время падения что-то сгладило полет. Кстати, москитные сетки, которые и приводят к трагедии, часто спасают — планируя на них, дети приземляются с меньшими повреждениями. Другой маленький пациент удивил врачей этой больницы тем, что, сильно разбив лицо при ударе, остался в сознании. Лечить у него особо было нечего, только один из выбитых зубов залетел в легкие - понадобились усилия, чтобы его вытащить.
- А пару лет назад произошло настоящее чудо - ребенок выпал с 14-го этажа высотного дома на Комендантском проспекте и остался жив, - рассказывает заведующий отделением анестезиологи и реанимации Владимир Копылов.
(Как правильно вызвать "Скорую" в Петербурге, узнайте здесь)
Детсадовцы старших групп и ученики начальной школы в больницу с кататравмами практически не поступают – подростковых переживаний, толкающих к суициду, у них нет, а возраст, к счастью, не позволяет выпасть из окна по неосторожности. Правда, врач-реаниматолог вспоминает историю с 6-летним мальчиком, страдающим аутизмом, который выбросился со второго этажа реабилитационного центра:
- Он растолкал всех, вбежал в проветриваемое помещение и полетел из окна ласточкой. В итоге – падение на живот и разрыв нижней полой вены – огромного сосуда, по которому кровь притекает к сердцу. Смертность в таких случаях невероятно высокая. Мы проводили операцию вместе с сосудистыми хирургами из Педиатрической академии, долго выхаживали в реанимации, и все-таки удалось его вывести в более-менее удовлетворительное состояние.
- Была у нас пара случаев, когда девчонки-оторвы сбегали из дома по водосточным трубам. Недавно над одной такой пациенткой работала вся больница: повреждены были и лицо, и руки, а стопы настолько разбиты, что предстоит еще много реконструктивных операций. Ходить хорошо девушка уже вряд ли сможет.
(Какие из детских развлечений самые травмоопасные, узнайте здесь)
За последние два года в больницу поступили 99 детей, упавших с большой высоты. Спасти не удалось троих. Одного из них, двухлетнего мальчика, прохожие обнаружили на газоне у жилого дома в состоянии клинической смерти.
- Скорая помощь героически провела реанимационные мероприятия, «завели» сердце и привезли к нам – с повреждением головного мозга и легких, переохлаждением и гипоксией. К сожалению, ребенок погиб на этапе исследования и не дожил до реанимации, - рассказывает Владимир Копылов. - Как предполагало следствие, он выпал с 5-го этажа. Второй летальный исход в этом году: 16-летняя девушка решила покончить жизнь самоубийством и выбросилась с 8-го этажа. Все наши усилия были напрасными – она получила травмы, несовместимые с жизнью, и через три дня умерла.
5 июня из окна квартиры, расположенной на 5-м этаже дома на Оборонной улице выпала 5-летняя девочка, в тяжелейшем состоянии ее доставили в операционную 1-й детской больницы на Авангардной, но спасти ребенка не удалось.
Что делают врачи
Как отмечает главный врач детской больницы № 1 Анатолий Каган, судьба ребенка решается еще на этапе оказания догоспитальной помощи. По его словам, в спасение Миши, выпавшего с 9-го этажа дома на Тамбасова, большой вклад внесли врачи 20-й подстанции скорой помощи.
После падения с высоты детей госпитализируют с сочетанной травмой — переломами позвоночника и ребер, костей черепа, в том числе и лицевого, ушибами внутренних органов, разрывами сосудов. Поэтому в работу включается вся больница, в которую поступил ребенок: хирурги, реаниматологи, анестезиологи, нейрохирурги и травматологи.
Первое слово - за реаниматологом: проводится интубация трахеи, перевод на искусственную вентиляцию легких. Главное — устранить угрозу жизни, а потом переходить к органосберегающим операциям. Не менее важно снять болевой шок, который вреден для сердца ребенка.
Прежде чем приступить к операции, проводится подготовка, и если она не приносит результатов, скажем, не удается нормализовать давление, то первые хирургические вмешательства проводятся прямо в реанимационной.
Как объяснял «Доктору Питеру» Владимир Копылов, когда повреждены одновременно и голова и грудная клетка, первым к делу приступает не нейро-, а общий хирург:
- Если легкие и сердце повреждены, то лечи голову или не лечи, все бессмысленно. Поэтому, конечно, в первую очередь мы восстанавливаем дыхание и работу сердца. Если с этим справляемся, то работать начинают нейрохирурги: удаление внутричерепной гематомы может длиться три часа и более. На третьем этапе чаще всего привлекаются травматологи.
Сразу после трагедии в больнице дети проводят около 1-2 месяцев — после реанимации их чаще всего переводят в нейрохирургическое отделение. Ребенок может перенести до 10 экстренных операций, потом его ждут восстановительные, а через год-два — повторные операции.
Однако, как отмечает Анатолий Каган, рассуждать о судьбе этих детей даже после выписки врачи не могут.
-Тяжело определить, к каким последствиям может привести черепно-мозговая травма — в дальнейшем ребенка могут беспокоить частые головные боли и даже судороги.
Инвалидизация возможна, например, при повреждении опорно-двигательного аппарата. Из-за повреждения костей мелких стоп ребенок, скорее всего, никогда не сможет ходить самостоятельно.
- Покинувших больницу детей наблюдают в поликлиниках по месту жительства, однако когда в неблагополучных семьях родители снова оставляют детей без внимания, усилия врачей оказываются бесполезными, - сетует Анатолий Каган.
Кто виноват?
Степень виновности родителей в произошедшем определяют правоохранительные органы: после каждого несчастного случая из больницы отправляется телефонограмма в отделение полиции. А врачи не устают повторять о необходимости внимательно следить за детьми и заботиться об их безопасности.
Есть два самых опасных периода в развитии ребенка: первый наступает в 5-6 месяцев, когда дети начинают переворачиваться и падать с пеленальных столиков, второй – в год-полтора, когда ребенок может проявлять гораздо большую активность, чем этого ожидают родители. Например, забраться на подоконник с открытым окном. Родители и сами могут сами спровоцировать трагедию, приучая ребенка любоваться видом из квартиры.
Большинство несчастных случаев происходит из-за установленных на них москитных сетках. За зиму дети привыкают к оконной раме со стеклом: если и влезают на окно, когда близкие отвлеклись, то на стекло можно опереться, и оно выдержит. Хлипкая сетка в этом смысле ненадежная - дети выпадают из окон вместе ней.
У врачей разное отношение к таким несчастным случаям. Доктор Копылов, например, не винит родителей:
- Им достанется осуждений со стороны родственников или соседей, не хватало, чтобы еще и врачи косо смотрели. Родители вместе с врачами должны бороться за жизнь и здоровье детей. После выписки из больницы от них зависит многое, если не все.
Анатолий Коган, который часто общается с родителями пострадавших детей, напротив, отмечает, что порой взрослые даже не считают произошедшее трагедией:
- Например, есть семьи, где много детей — за всеми не успеть, говорят родители, а может им и не хочется успевать. Или люди, которые приезжают в Петербурге на заработки, пытаясь наладить жизнь, забывают о своих маленьких детях. Конечно, никто не застрахован от несчастного случая, но есть предрасполагающие факторы - устои и быт в семье.
© ДокторПитер